Polskie Stroje (Польские Костюмы) - 40 и 41 номера

Основная статья-путеводитель по серии - Куклы в польских костюмах.

Описания кукол польской коллекции, выпуски 40 и 41.

40 номер - Sandomierzanka, Сандомирянка.

41 номер - Podhalanin, подхалялин. Подхалянка в коллекции уже выходила (5-ым номером - смотрите скан и перевод 5-го номера журнала, а также описания польских кукол с 1 по 10 номера - подхалянка там), теперь ей есть пара - кавалер в удивительно красивом необычном костюме!

Описания - от Natalya Pale, bobcat.

№40 Куклы в народных польских костюмах - Sandomierzanka, Сандомирянка

40 номер - кукла Sandomierzanka. Сандомирянка.

Город Sandomierz по-польски произносится Сандомеж, а на русский его название давным - давно перевели как Сандомир, с тех пор так и называют.

Сандомирский костюм очень быстро исчез в начале 20 века (межвоенный период), единственный его элемент, который можно встретить сейчас – это фартук на пожилых женщинах, торгующих на рынках. Одежду шили из льна и конопли, в меньшей степени из шерсти. Шерстяные юбки носили успешные и процветающие жительницы, и то, в качестве праздничной одежды.

Но во второй половине 19 века, с развитием овцеводства, шерстяные ткани стали получать все большее применение в крестьянских костюмах. В регионе было развито ткачество, но до введения синтетических красителей в 80-х годах 19 века использовали только натуральные, в основном овощи, поэтому цветовой диапазон тканей был очень узким.

Рубашки шили из беленого полотна, с длинными рукавами, которые заканчивались узкими манжетами. Воротничок мог быть разного размера, но всегда отложной. В качестве украшения делали вышивку, она могла быть английской или с использованием красных нитей. Застегивалась рубашка на мелкие пуговки.

Тут воротничок побольше немного, как на куколке

Корсет был коротким, без каких либо украшений, зеленого либо красного цвета, застегивался изнутри на крючки, очень редко (как праздничный вариант) лентами контрастного (по отношению к корсету) цвета.

Для сравнения корсет Кельце, регион один, а какая большая разница….

Фартуки носили белые, из хлопковой или льняной материи, по краям их украшали неброской тесьмой.

Юбки были однотонными, приглушенных цветов, в качестве отделки пришивали атласные ленты, черные или того же цвета, что и юбка. Чулки (в основном белые) носили очень редко, обычно на свадьбу или похороны.

И это тот редкий костюм, когда не носили украшения, максимум, бусы из бисера.
Последний наряд повеселее как-то))

Откопала - таки сандомирскую барышню, а то мне этот головной убор покоя не давал))

№41 Куклы в народных польских костюмах - Podhalanin, подхалялин

Третья мужская кукла в коллекции Польские костюмы, костюм у него очень необычный, удивительный, чем-то мексиканский напоминает!

Скан и перевод 41-го номера здесь.

Подхале мужской костюм
Одним из ключевых элементов мужского костюма были горные брюки (из белой овечьей шерсти), или полотняные для лета, которые достигли лодыжки. В конце 19 века на брючинах стали делать своеобразные «язычки», которые закрывали переднюю часть обуви. На старых брюках обычно была скромная вышивка в виде нескольких петель вокруг пояса и карманов, не было и намека на изображение.

Но со временем вышивка обрела совсем иные формы, был целый ряд цветовых вариантов, тем, вариаций, от геометрических фигур до листьев и мелких цветочков. Вторым декоративным элементом стали полосы, их делали из плетеных шнуров или вышивали, но завершали их непременно цветные кисточки (имеется ввиду помпончик в районе лодыжки).

Рубашки шили из беленого домотканого полотна, как правило, их не украшали (изредка использовали скромную белую вышивку). Они были короткими, с широкими рукавами, в районе шее они застегивались на пряжку (в те времена, когда не было кнопок).

Кстати, здесь видно пряжки

Пальто шили без использования подкладочной ткани, брали те же материалы, что и для пиджаков, носили их на плечах (типа пончо), сверху их украшали лентами, тесьмой, шнурами, вышивкой и т.д. , пальто до сих пор остается одной из наиболее узнаваемых деталей горского костюма.

Зимой вместо пальто носили безрукавки или овчинные тулупы.

Они могли быть как весьма скромными, так и богато расшитыми.

Горцы носили три пояса: узкий кожаный, без всяких украшений (такие носили все);

Немного шире, с орнаментами, и самые широкие, так называемые «збойники», собранные из нескольких полос кожи, с металлическими вставками, заклепками и пряжками.

Шляпы горцев всегда были из черного фетра, в форме небольшой полусферы, с узкой тульей. В качестве украшения использовали тонкие цепочки и перья.

Обувь была одинаковой для женщин и мужчин, ее мастерили из свиной или коровьей кожи, дополняли ремешками или шнурами. Неотъемлемой частью образа горца так же был топорик.

Gальто горцы иногда носили как сумку, на одном плече, для этого пришивали специальные длинные ленты, черные ленты использовали для особых случаев (например, для похорон)

К мужичку еще нашла клипсы поближе, а то на общем фото плохо видно, вот такими штучками закалывали воротник, делали из стали

И топорики

ДАЛЕЕ:

Далее - 42 и 43 номера - смотрите здесь.

Польские Костюмы № 40 и №41

№41 Куклы в народных польских костюмах - Podhalanin, подхалялин. Шляпа с пером, и очень красивый костюм.

Подхале мужской костюм
Одним из ключевых элементов мужского костюма были горные брюки (из белой овечьей шерсти), или полотняные для лета, которые достигли лодыжки. В конце 19 века на брючинах стали делать своеобразные «язычки», которые закрывали переднюю часть обуви. На старых брюках обычно была скромная вышивка в виде нескольких петель вокруг пояса и карманов, не было и намека на изображение.

Но со временем вышивка обрела совсем иные формы, был целый ряд цветовых вариантов, тем, вариаций, от геометрических фигур до листьев и мелких цветочков. Вторым декоративным элементом стали полосы, их делали из плетеных шнуров или вышивали, но завершали их непременно цветные кисточки (имеется ввиду помпончик в районе лодыжки).

Рубашки шили из беленого домотканого полотна, как правило, их не украшали (изредка использовали скромную белую вышивку). Они были короткими, с широкими рукавами, в районе шее они застегивались на пряжку (в те времена, когда не было кнопок).

Кстати, здесь видно пряжки

Пальто шили без использования подкладочной ткани, брали те же материалы, что и для пиджаков, носили их на плечах (типа пончо), сверху их украшали лентами, тесьмой, шнурами, вышивкой и т.д. , пальто до сих пор остается одной из наиболее узнаваемых деталей горского костюма.

Зимой вместо пальто носили безрукавки или овчинные тулупы.

Они могли быть как весьма скромными, так и богато расшитыми.

Горцы носили три пояса: узкий кожаный, без всяких украшений (такие носили все);

Немного шире, с орнаментами, и самые широкие, так называемые «збойники», собранные из нескольких полос кожи, с металлическими вставками, заклепками и пряжками.

Шляпы горцев всегда были из черного фетра, в форме небольшой полусферы, с узкой тульей. В качестве украшения использовали тонкие цепочки и перья.

Обувь была одинаковой для женщин и мужчин, ее мастерили из свиной или коровьей кожи, дополняли ремешками или шнурами. Неотъемлемой частью образа горца так же был топорик.

Gальто горцы иногда носили как сумку, на одном плече, для этого пришивали специальные длинные ленты, черные ленты использовали для особых случаев (например, для похорон)

Сандомирский костюм очень быстро исчез в начале 20 века (межвоенный период), единственный его элемент, который можно встретить сейчас – это фартук на пожилых женщинах, торгующих на рынках. Одежду шили из льна и конопли, в меньшей степени из шерсти. Шерстяные юбки носили успешные и процветающие жительницы, и то, в качестве праздничной одежды.

Но во второй половине 19 века, с развитием овцеводства, шерстяные ткани стали получать все большее применение в крестьянских костюмах. В регионе было развито ткачество, но до введения синтетических красителей в 80-х годах 19 века использовали только натуральные, в основном овощи, поэтому цветовой диапазон тканей был очень узким.

Рубашки шили из беленого полотна, с длинными рукавами, которые заканчивались узкими манжетами. Воротничок мог быть разного размера, но всегда отложной. В качестве украшения делали вышивку, она могла быть английской или с использованием красных нитей. Застегивалась рубашка на мелкие пуговки.

Тут воротничок побольше немного, как на куколке

Корсет был коротким, без каких либо украшений, зеленого либо красного цвета, застегивался изнутри на крючки, очень редко (как праздничный вариант) лентами контрастного (по отношению к корсету) цвета.

Для сравнения корсет Кельце, регион один, а какая большая разница….

Фартуки носили белые, из хлопковой или льняной материи, по краям их украшали неброской тесьмой.

Юбки были однотонными, приглушенных цветов, в качестве отделки пришивали атласные ленты, черные или того же цвета, что и юбка. Чулки (в основном белые) носили очень редко, обычно на свадьбу или похороны.

И это тот редкий костюм, когда не носили украшения, максимум, бусы из бисера.
Последний наряд повеселее как-то))

К мужичку еще нашла клипсы поближе, а то на общем фото плохо видно, вот такими штучками закалывали воротник, делали из стали

И топорики

  • Рядом с 41 номером 40-ая куколка теряется, но она тоже симпатичная. А вот 41 - слов нет, до чего ж хорош!!!

    admin
  • 40 - Сандомирянка, попозже посмотрю

    Natalya Pale
  • Что-то у меня такое чувство, что и Подхалянку и ее кавалера я уже рассматривала, а вот найти не могу ((

    Natalya Pale
  • admin
  • Эти я уже пересмотрела, значит просто начиталась и не отписалась, сейчас исправлюсь))

    Natalya Pale
  • :-)) Наверное так. Может и к лучшему - теперь совсем предметно. раньше-то мы и не знали, что ещё и подхалянин будет, а не только подхалянка!

    admin
  • Подхале мужской костюм
    Одним из ключевых элементов мужского костюма были горные брюки (из белой овечьей шерсти), или полотняные для лета, которые достигли лодыжки. В конце 19 века на брючинах стали делать своеобразные «язычки», которые закрывали переднюю часть обуви. На старых брюках обычно была скромная вышивка в виде нескольких петель вокруг пояса и карманов, не было и намека на изображение.

    Natalya Pale
  • К сожалению ничего не нашла про головной убор, про этот костюм в принципе сложно что-то откопать, даже на оф сайте города, где обычно есть история и т.д. , а кроме того есть музей народных костюмов, совсем никакой информации ((

    Natalya Pale
  • Всё внесла в статью. Действительно, мужской костюм ТАКОЙ - вот это да, трудно было поверить.:-)) Оказывается, не только женские костюмы яркие и самобытные бывают, мужской тут даже перещеголял женский. Но, видимо, всё это уже кануло в лету, если даже на официальных сайтах сложно что-то раскопать...

    admin
  • Сандомирский костюм мне, кстати, тоже понравился очень - скромный, но красивый - удобный.

    admin
  • Natalya Pale, спасибо, очень интересно!

    helen
  • Город Sandomierz по-польски произносится Сандомеж, а на русский его название давным - давно перевели как Сандомир, с тех пор так и называют.

    helen
  • Больше всех кукол хочу вот этого 41 номера. Но не смогу его купить он все таки дорого в Украине получается. Ведь 1000 руб (цена с доставкой) это цена 5 квнк в Украине. Мне кажется что лучше мужскую куклу они не сделают.
    Посмотрев на парней в греческой серии в куклах мира и этот 41 номер все - равно мне больше нравится.
    Интересно если они сделают еще парня в польской серии будет ли он лучше этого?

    Татианна
  • Посмотрим... У них уже серия к концу подходит, но может быть ещё мужские куклы будут. А то может и им серию продлят.

    admin
  • Admin, клипсы топорики не туда подключили, они к подхалянину

    Natalya Pale
  • Сейчас поправлю!

    admin
  • Костюм парня очень на гуцульский похож. Соседи по Карпатам:) Только кептаря на кукле не хватает и топирця в руке.

    Kurkuma
  • Kurkuma
  • Kurkuma
  • Kurkuma
  • Свадебные костюмы Закарпатья, Буковины и Ивано - Франковщины

    Kurkuma
  • Поставлю джв - ридер или отсканю на худой конец, - еще картинки выложу

    Kurkuma
  • Там обычные костюмы, не свадебные, виднее некоторые элементы

    Kurkuma
  • Kurkuma
  • Kurkuma
  • Закарпатье и Буковина

    Kurkuma
  • Я б такого поляка купила бы, чтоб из него гуцула сделать:) жалко, конечно, такие характерные штаны переводить, но у нас таких не было:)

    Kurkuma
  • А топорик-то у него есть! Круто! А где ж его взять? Сейчас буду судорожно рыскать:)

    Kurkuma
  • Я б такого купила и не трогала, а на переделку можно уже второго брать!:-)) Костюмы действительно похожи!

    admin
  • Откопала - таки сандомирскую барышню, а то мне этот головной убор покоя не давал))

    Natalya Pale
  • :-)) Барышня знатная! А головной убор что-то военное напоминает.

    admin