Polskie Stroje (Польские Костюмы) - 42 и 43 номера

  • 42 Панна в костюме свентокшиском. Panna w sfroiu swietokrzyskim
  • 43 Кельчанка. Kielczanka

Основная статья-путеводитель по серии - Куклы в польских костюмах.

Описания кукол польской коллекции, выпуски 42 и 43. У обеих кукол фартуки в полосочку.

Описания - от Natalya Pale, bobcat.

№42 Куклы в народных польских костюмах - Панна в костюме свентокшиском. Panna w sfroiu swietokrzyskim

Панна в костюме свентокшиском. Panna w sfroiu swietokrzyskim.

Костюм в красных тонах, полосатый передник.

Скан и перевод 42-го номера здесь.

№42 Трудно не запутаться, т. к. тут целых 6 групп выделяют оказывается + сколько похожих, на юге – сандомирский и краковский, в центральной части – свентокшинский и кельцкий, на севере радомский и опочинский, все любят полоску))
Свентокшинский народный костюм сочетает в себе лучшие традиции региона и современные тенденции. Главными элементами являлись, конечно же, фартук и платок (на плечи), которые стали символом региона, здесь их называли одеждой Свентокшинской Бабы Яги (видимо, в хорошем смысле слова, так как присутствует эпитет «чаровницы»).

Праздничным элементом был короткий корсет, богато украшенный блестками, бисером и лентами, основными цветами были черный и красный. Застегиваться корсеты могли по-разному, на пуговки, крючки, но чаще всего это были красные ленты.

Под корсетом носили рубашку из льняного полотна с воротником - стойкой и узкими манжетами. Воротник и манжеты украшали вышивкой крестиком, это были геометрические узоры, или простые цветочные мотивы.

Шерстяная юбка могла быть как полосатой, так и однотонной. Фартук так же был в полоску, но с меньшим количеством цветов.

Но самым ярким элементом одежды был полосатый платок (можно назвать и фартук) на плечи (он доходил до пояса). Это был лоскут ткани, который иногда надевали сразу после снятия с ткацкого станка. Говорили, что в Свентокшинском регионе, чтобы женщина сохраняла все свои функции, надо быть тепло одетой, и платки были в основном шерстяными, в продольную полоску. По сути, раньше это была просто ковровая дорожка, которую накидывали на плечи, затем материал стали драпировать и пришивать ленты.

На голове носили платок невесты и замужние девушки, он был чаще красного цвета, заканчивался кистями. Под платком носили чепец, а незамужние девушки украшали голову цветами.

В праздничные дни носили черные сапожки до середины икры, а шею украшали нитками кораллов.
А вот почему так много путаницы, местные модницы часто посещали ярмарки и присматривали что-то новое, так в костюм пришли ярко - оранжевые полосы из Опочно, зеленые из Ловича, синий цвет из Кракова и т.д. Так объясняют этнографы смешение стилей. Кстати, на куколке у нас так сказать собирательный образ. Сейчас у них платки на плечах не носят, но говорят, что их можно увидеть на выступлениях фольклорных ансамблей, народных выставках и во время шабаша на Лысой горе))

№43 Куклы в народных польских костюмах - Кельчанка. Kielczanka

Кельчанка. Kielczanka.

Тёмный полосатый передник, голубой жилет.

№ 43
Ежедневная одежда женщин Кельце состояла из льняной рубашки, корсета, льняной юбки темно - синего или зеленого цвета. Поверх завязывали фартук. На голове носили заводского производства платки из льна, х/б или ситца. В холодную погоду на плечи накидывали домотканые платки в полоску, преобладали здесь черный и коричневый цвета. Зимой носили овчинные безрукавки и плотные юбки или же несколько слоев летней одежды. Богатые женщины носили дубленки. На ногах черные сапожки на каблучке.

Рубашка была с длинными рукавами, которые заканчивались узкими манжетами, к ним могли пришивать домотканое кружево. Воротничок был также небольшим и с тонкой полоской кружева. Иногда лиф рубашки украшали белой вышивкой.

Рубашки для праздников были из тонкого беленого хлопчатобумажного полотна фабричного производства. Для их украшения использовали технику гофре и разноцветную вышивку.

Фартуки носили двух видов – белый, который украшали вышивкой и кружевными вставками, его надевали в теплую погоду.

И черный или полосатый фартук из домотканой шерсти для холодной погоды.

Юбки для зимы были шерстяными в красно - черную полоску, как и платки на плечи. Вместо полосатых платков во время торжеств богатые женщины носили огромные турецкие платки.

Первоначально платки на плечи сшивали из двух частей вдоль или поперек, цветом они были черно - белые, затем появился бордовый цвет, позже красный, в итоге белый цвет был вытеснен, а черный остался в качестве фона. Такие платки были редкостью, их носили в Белинах, на южной стороне Лысой горы.

В северной части черные полосы были шире, за пределами этих областей примешивались зеленый, сливовый и желтый цвета, например в Скожешице и Гурно. С 20-х годов 20 века, чтобы быть «ближе» к Кракову, произошло очередное изменение цветовой гаммы.

Корсет шили из зеленого, синего или черного бархата, спереди он застегивался на небольшие кнопки или шнуровался лентой. Украшали его вышивкой, разноцветными шнурами, пайетками, стеклярусом, бисером и т.д.
где-то я для сравнения уже показывала, скину еще разок.

На голове носили платки - шалиновки промышленного производства с кистями и цветочным принтом. Их завязывали сзади узлом. Замужние женщины носили чепцы, которые завязывали под подбородком (до 70-х годов 19 века).

Частью воскресной одежды был воротничок, которые одевался отдельно, в основном его носили только молодые девушки. Бусы носили из настоящих или искусственных кораллов.
на фото свадебный костюм этого региона в целом

Рапорт для ткачих видимо, такие виды были в районе Кельце

  • У 43 номера какой-то очень интересный головной убор - это платок так одет?..

    admin
  • Да, это просто платок))

    Natalya Pale
  • Natalya Pale, спасибо!! Картинки внесла в статью - очень красивые фотографии! Интересные костюмы, яркие!

    admin