Куклы в народных костюмах 31

Татарский свадебный костюм

Верхняя часть костюма куклы.

№ 31 коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини - номер выходит в России 21 марта 2013 - Татарский свадебный костюм.

Кукла с длинной чёрной косой, костюм нежно-голубого цвета с золотым жилетом, длинная фата, юбка украшена оборками.

Кукла ВЫШЛА - юбка с тремя воланами, платье шелковое, блестящие, смотрится очень благородно, серебристое с голубым оттенком. Жилетка и калфак - из плотной ткани с золотой отделкой. Фата - плотная прозрачная ткань с блеском, похожа на органзу.

Говорят, косы у кукол были разной длины, можно выбирать.

Разбор журнала от bobcat здесь.

Фото куклы:

№ 31 коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини - вышел в России 21 марта 2013 - Татарский свадебный костюм.

Куклы в народных костюмах - 6 восточно-кавказских кукол коллекции.

Кукла 31-го номера ОЧЕНЬ хороша - с косой, замечательное лицо, и очень красивый, качественно сделанный костюм!

На ножках коричневые сапожки!

О татарских именах - для тех, кто любит давать куклам имена (информация от Ави21): сейчас самые распространённые имена в Татарстане: Алсу, Айсылу, Айгуль, Гульназ, а также  Альфия, Диляра, Ильнара, Регина, Камила, Самира, Чулпан. Если углубляться в старинные имена (не ходя далеко, перечислить бабушек) - то там язык сломаешь)) меня саму зовут Альбина.

Статья о коллекции здесь - Куклы в народных костюмах. Предыдущий 30 номер здесь (летний костюм Ярославской губернии).

Следующий 32-ой номер здесь - Азербайджанский костюм.

О татарских головных уборах

Информация от bobcat.

Татарские головные уборы разнообразны и представляли собой ряд переходов от головного убора, защищавшего голову от внешних влияний, до головных уборов-украшений, носимых исключительно с декоративными целями .
Делятся они на девичьи и замужних женщин, летние и зимние. Зимние шапки шили с мягким верхом и меховым околышем на стеганой основе. Часто их опушали мехом бобра (камчат), отсюда и название камчат бүрек. Девичьи головные уборы имели одну отличительную особенность: имели шапкообразную конструкцию и одевались без волосника .
Девичьи шапки с открытым и закрытым верхом (тайка и такия), а также калфачки без твердого налобника (калфак-чачак). К первому типу шапок относим девичий убор, охватывающий голову в виде повязки-шапки, что в развернутом виде представляет полоску ткани. Верхний край его собран на нитку или заложен в складки, а нижний край для крепости подшит с внутренней стороны узкой тесьмой.
Девичий калфак представляет собой вид длинного колпака, один конец которого заканчивается на конус, к которому пришита кисть. Он надевался на голову, а конусообразный конец откидывался назад (или на бок).
Головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. Они бывают нижними и верхними и подразделяются на группу покрывал, на группу колпаков и шапок. Покрывалообразные уборы характерны для всех возрастных категорий женщин, и особенно для пожилых и представляют собой самые различные по форме, территориальной принадлежности и времени бытования уборы, носившиеся поверх волосников.
Форма покрывал была полотенцеобразная, треугольная, квадратная, и назывались они тоже по разному: тастар, жаулык, кыекча, өрпәк.
К нижним головным уборам относятся: чечкап, сылапцау, башкигец и налобные платки – маңгайча. Верхние - тастар, кашпау и калфак. Тастар – головное полотенце, размер которого достигал до 2-2,5 метров, и имел несколько видов. Концы тастара были богато орнаментированы тканым узором, вышивкой, бахрамой.
Кашпау – шапка, надеваемая поверх покрывала на мягкой основе и состоит из трех частей. Как отмечают этнографы, многие из этих головных уборов, уже к середине XIX века вышли из быта.

Из выше названных головных уборов татарских женщин Поволжья конца XIX и начала XX века широкое распространение у нас получили бархатные калфаки.
Происхождение бархатных калфаков связано с казанскими вязанными калфаками – «ак калфак», которые большое распространение получили в середине XIX века. Старинные деревенские колпаки одевались прямо на голову, и конец их откидывался назад. Вязаные колпаки городского типа, откидывались преимущественно набок.
Основным материалом калфаков был бархат разных цветов, но в основном преобладали темные тона: бордовый, черный, темно-зеленый и синий.
В украшении головных уборов применялись цветной и белый бисер, бусы, монеты, металлические пронизи и бляшки, а также речной жемчуг.

В вышивке использовали цветные шелковые ткани. В технике вышивки мастерицы применяли гладь, тамбурный шов, стебельчатый и петельчатый шовы, канитель или золотошвейную гладь. Узоры на них в основном цветочно-растительного характера. Нередко лепестки и листочки выполняются золотошвейной гладью, придавая при этом узору рельефность и массивность в сочетаний с аппликацией из позолоченных и серебряных монет. 

В конце XIX – начале ХХ века на территории нашего края из моды казанских горожанок были заимствованы три вида калфаков: 

Калфаки с околышем средней длины. Этот вид калфаков состоял из двух частей – из мягкого бархатного верха (ложной шапочки) и твердого околыша. Подобные калфаки богато украшались. Носили их как с платком, так и без, при этом концы лежали на одном боку. 

Калфаки – наколки или по-татарски «мөгез калфак». Калфаки–наколки больше носили молодые женщины и девушки. Крепились они на волосы с помощью крючков и заколок. 

Калфаки с твердым околышем и плоским верхом, «такыя калфак» или «түбәтәй калфак». Калфаки с твердым околышем и плоским верхом «такыя калфак» тоже крепились на волосы, ближе ко лбу и их носили не только девушки, но и женщины, в сочетании с фабричным платком. Ведь замужние женщины татарки должны были закрывать не только голову, но и шею, плечи и спину.

На фото калфак-наколка
.

Литература 

1. Р. Мухамедова. Татарская народная одежда. - Казань: Татарское кн. Изд-во, 1997. – 224с.

2. Н. И. Воробьев. Казанские татары. - Казнь: Татгосиздат. 1953г.

3. С.В. Суслова, Р.Г. Мухамедова. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX и начала XX вв.) Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань. 2000. – 312 с.

В №63 выходит татарский праздничный костюм.

Куклы в народных костюмах, выпуск 31

Татарский женский головной убор, состоящий из бархатного калфака-шапочки и ажурной шали из шелкового трикотажа. 1912 год. Казанская губерния.

Костюмы молодой и пожилой горожанок.

Накосники - чулпы.

Праздничная детская шапка.

Свадебный костюм горожанки.

Анонс

Куклы в народных костюмах 31 - АНОНС. Татарский свадебный костюм.

Верхняя часть костюма куклы.

Юбка в анонсе - с ТРЕМЯ воланами. Интересно, тоже сократят до двух, как уже бывало? :-))

Портрет невесты

У меня уже есть одна татарочка в коллекции (питерская), Лейсан. На днях появится вторая, от ДеА) Так как я из Казани, долго над именем думать не придется - знаю много татарских красивых имён)

Здорово как, наш форум оживился!!! Рада я как!
Татарочкам замечательная. НО ДеА в последних выпусках экономит на воротничках - непорядок. МОЯ...

Подружки)

№ 31 коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини - вышел в России 21 марта 2013 - Татарский свадебный костюм.

Куклы в народных костюмах - 6 восточно-кавказских кукол коллекции.

Куклы в народных костюмах 31, журнал и кукла в упаковке.

Татарский свадебный костюм.

Сбоку. № 31 коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини - Татарский свадебный костюм.

Фата - плотная прозрачная ткань с блеском, похожа на органзу.

Со спинки, под фатой.

Волосы под головным убором сделаны аккуратно, длинная коса.

ТРИ НЕВЕСТЫ этой коллекции, татарочка самая яркая из трёх.

Куклы в народных костюмах, очень красивые куклы.

Куклы в народных костюмах - 8 восточно-кавказских кукол коллекции.

Куклы в народных костюмах - 11 восточно-кавказских кукол коллекции. ВСЕ восточные и кавказские куклы, которые вышли в серии.

Куклы в народных костюмах 31, журнал и кукла в упаковке.

Татарский свадебный костюм.


Далее все развороты номера. История места.

Преданья старины красивой.

Что здесь носили?

Разбор костюма.

Разворот с описанием костюма куклы, эскиз куклы.

Описание куклы и кукла.

Во что здесь играли?

Культура места.

Куклы в народных костюмах 32, АНОНС. Азербайджанский девичий костюм.

Расшитый жилет.

Три оборки на юбке, коричневые сапожки.

Расшитый головной убор, калфак, прозрачная блестящая фата.

Головной убор, вид со спинки.

Моя очередная переделка: литовка

  • Мне вот интересно - у меня ткань костюма у куклы скорее серебристого цвета, чем голубого, а на других фото вижу скорее голубой. Это фотоаппараты разные? Или костюмы у кукол разные?.. У меня у куклы костюм, можно сказать, серебристый. Ну разве что совсем с лёгким голубым оттенком.
    Кукла ПОНРАВИЛАСЬ!! Одна из любимых, спасибо ДеАгостини!

    admin
  • Девочки, кто шить умеет, помогите: как такой головной убор создать?

    EVV
  • Он не сложный, возьмите за основу разбор костюма Билгорайки, здесь произошло соединение литовской и славянской традиции костюма, основа будет как у Билгорайки, только платок еще под шеей проходит, прикрывая ее и грудь, посмотрите еще по ссылочке костюмы древних балтов, там как раз есть шапочки, к которым и прибавился платок tverzha.ru/archives/119

    bobcat
  • Спасибо, bobcat, но у билгорайки на голове все очень примитивно. Мне бы показать как это полотно на голову намотать правильно...

    EVV
  • Нашла! Рецептов два, первый - ткань для таких головных уборов (назывались они по-разному, на Руси - убрус, в Литве, Белоруссии, Украине, Польше - намитка) делалсь особым образом и была очень тонкая, как... Марля! Ее наматать проще, так что возьмем бинт, рецепт второй - на картинке)
    Admin, перенесите эту информацию в Минчанке или Билгорайке, пожалуйста

    bobcat
  • К минчанке тоже добавила.

    admin
  • Спасибо огромное, все понятно, замечательно! А варианта первого в таком же раскладе как второй, нет?

    EVV
  • Моя очередная переделка: литовка

    EVV
  • В другой статье уже написала ощущения... Глазам не верится, какая кукла!
    Забыла спросить про рукава - это орнамент такой был на ткани, или это вышивка?.. И как сделано, не поняла - это рубаха с красной станиной, или рубаха белая, а сверху ещё жилет одет?..

    admin
  • Рубаха белая, рукава от воронежской куклы, сверху жилет, а намитка из тончайшего (со времен бабушки) батиста, фартук наборный из сутажного канта

    EVV
  • Кант узнала, просто не поверила глазам, как его интересно можно использовать!
    Батист чудесный - такие тонкие ткани были, сейчас даже непонятно, аналогичное что-то есть в продаже, кроме марли и ситца?:-))
    Рукава от воронежской куколки и не узнала - тут они теперь гармонично и очень здорово смотрятся.

    admin
  • Nataly
  • Nataly
  • Nataly
  • Nataly, какие красивые фото, и татарочка на них такая солнечная, романтичная.

    EVV
  • Nataly, спасибо - как же красиво!! Настоящие картины, а не фото!

    admin
  • Сделала разбор отдельной статьей;) чтобы не засорять ленту новостей

    bobcat
  • А как статью найти? Ссылку дайте, пожалуйста.

    helen
  • Сейчас я её подтвержу, опубликую отсюда ссылку

    admin
  • admin
  • Она же татарка, почему не узкоглазая тогда?

    Гость
  • Гость, не соглашусь, татарки не совсем узкоглазые. У некоторых действительно немного узкие глаза, и тип лица похожий на башкирский. Но здесь узкие " деашные" глаза, которые у номера 16 (монголка) или 11 (бурятка) не подойдут, так как в большинстве случаев у татарок миндалевидный разрез глаз, а то и совсем большие круглые глаза - такой тип тоже встречается.

    Гость
  • Некоторая монголоидность встречается скорее у казанских татар, да и то не всегда, а вот мишари так и вовсе белокожие и светлоглазые)

    bobcat
  • Как заказать 30.31 номера кукол в народных костюмах?

    Гость
  • Тут

    31 номер есть в наличии
    30 нет, но может появиться. Главное, чтоб за это время 31-ый не исчез.:-) Лучше всего заказывать до пункта самовывоза-тогда наценок нет, можно и по одной кукле заказывать, а не ждать обеих.

    admin
  • В №63 выходит татарский праздничный костюм.
    www.toybytoy.com/doll/Dolls-costumes-63-Crimean-Tatars

    admin
  • как заказать №31-Татарский свадебный наряд и№55- Астраханская губерния- очень нужны эти два номера мой адрес -n.demi4ewa2018@yandex.ru

    Гость