Разбор полетов КВНК №56

Журнал Куклы в народных костюмах №56.

Исторический анализ того, что не стали писать в журнале.

Разбор журнала от bobcat.

Также смотрите - Какие еще бывают костюмы и обычаи в Таджикистане. И о жилище - памирский дом.

Когда прочитала номер стало грустно, вот бывает так, что не про что, да еще и  и с привиранием. Если другие костюмы довольно долго мусолили, то этот забылся быстро, а жаль, культутра-то очень богатая интересная и древняя, но не изучаемая по многим причинам, основную часть данной статьи составляет конспект книги братьев Шукуровых, книги, надо сказать, не бесспорной, но тем не менее очень интересной, с точки зрения национального самосознания. Старший брат, прежде всего, филолог, потом искусствовед, младший - историк, кстати один из авторов, на мой взгляд лучшего школьного учебника по истории средних веков.

Все коренное население Центральной Азии разделяется на две надэтнические (расовые) группы — индоевропейцев и тюрков. Индоевропейцами являются таджики, населяющие территорию современного Таджикистана с центром в г. Душанбе, часть Узбекистана и северный Афганистан. Тюрки расселены на большей части региона и распадаются на несколько народов, четыре наиболее крупные из которых образовали отдельные государства: казахи, киргизы, туркмены и узбеки. Следует сразу отметить, что этно-государственное разделение Центральной Азии, проведенное при советской власти, не отражает истинной картины локализации этносов в регионе, является акцией искусственной, а потому и служит причиной более или менее острых противоречий.

Таджики — потомки древних арийцев. Сказанное факт не только научной идентификации, но и, что не менее важно, самоидентификации самих таджиков. Судьбы потомков арийских племен сложились по-разному. Западные иранцы, вышедшие из Центральной Азии и расселившиеся на рубеже II и I тысячелетия на землях древнейших цивилизаций Ближнего Востока, многое восприняли у покоренных ими семитов. Судьба восточно-иранских народов, населявших в эту эпоху Цен-тральную Азию, внешне выглядит много более скромной в сравнении с громкими триумфами, взлетами и падениями экуменических царств на западных пределах иранского мира. Именно из восточно-иранских степей эти широко известные атрибуты средневекового западного рыцарства распространились на Ближнем Во-стоке. Однако иранцы подарили миру не только внешние признаки рыцарства, но сам рыцарский стиль жизни, рыцарство приобрело, как мы увидим, особый смысл для иранского сознания. Иранский эпос разделяет иранский мир на собственно Иран, как правило, идентифицируемый с Иранским нагорьем, и Туран, севернее Амударьи, примерно соответствующий нынешней Центральной Азией. Расцветает уникальная для всей истории иранизма и поразительно плодовитая культура согдийцев — наиболее многочисленного и талантливого оседлого народа Центральной Азии того времени. Географическое именование и этноним согд фиксируется источниками с глубокой древности и вероятно восходит к древнему общеиранскому корню со значением сиять, блестеть (ср. с новоперсидским sukhtan гореть). Под Согдом обычно подразумевали обширный регион, охватывавший долины Заравшана и Кашкадарьи, иногда этот же топоним употребляли в более узком смысле для обозначения двух лидеров согдийского мира — Самарканда (Самаркандский Согд) и Бухары (Бухарский Согд).

Изначальный индивидуалистический дух иранского Востока, локальный патриотизм, местническая гордыня, столь отчетливо проявивший себя в согдийскую эпоху, значимы для прямых потомков центрально-азиатских иранцев — таджиков — до сих пор. Восточно-иранский мир — это мир одиночек: одиночки- индивида, одиночки-субэтноса, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Генетическая память о блистательном прошлом своей местности, своего города, селения, за многие века укоренившаяся в подсознании, влиятельней и больше для таджика, чем объективные исторические свидетельства. Его гордость своим происхождением не нуждается во внешнем оправдании.

Если в оценке исторической роли таджиков научная идентификация практически не расходится с этнической самооценкой, то на примере истории тюркских народов мы встречаемся с прямо противоположной картиной, когда объективная научная оценка, как правило, не совпадает со сложившимися национальными мифами тюрков. В VII-X вв. до настоящей тюркизации Центральной Азии было еще далеко, говорит само появление Саманидского государства, сложение таджикского народа, таджикского языка, литературы именно в районах центрально-азиатского междуречья. Сам тот факт, что в Центральной Азии с центрами в Бухаре и Самарканде складывается национальная культура индоевропейцев (таджиков), а не тюрков, литератур-ным языком становится таджикский, а не тюркский, говорит о сохранении здесь доминантного значения индоевропейского наследия, к которому, как мы говорили выше, тюрки были вынуждены подстраиваться, искать возможности для этнокультурного самоутверждения в нем. Иранский Восток принял, пожалуй, самый жестокий удар монголов, от которого он уже никогда в полной мере не оправился. Вторжение на рубеже XV и XVI вв. кочевых узбеков, узбекские династии с тех пор и до начала XX в. будут безраздельно господствовать в Центральной Азии. Отныне весь остальной мир будет именовать владения узбекских ханов Страной узбеков, Узбекистаном, а их подданных узбеками.

Все средневековье и вплоть до начала XX в. таджики, будучи учителями тюрков в религии и культуре, прочно сохраняли за собой цивилизационное превосходство, которое предполагало интенсивную и каждодневной духовную работу, железную духовную дисциплину. Силе меча таджики противопоставили отточенность своего калама (тростникового пера), боевому порядку — изощренность и структурированность мысли. Ядром этой оборонявшейся и, одновременно, атакующей цивилизации стали Бухара и Самарканд — средоточия ислама и таджикской образованности.

Понять современную жизнь Центральной Азии можно только через призму русского в ней владычества. Слишком многое напоминает о России, ее социальных институтах, языке, культуре. Бурная, противоречивая история России оставила неизгладимый след в судьбах центральноазиатских народов. Русские, по сравнению с большинством других европейцев, довольно поздно включились в колонизационное движение. Мечты о богатейшей Индии, уже со времен Александра Македонского будоражившие умы западноевропейцев, только в правление Петра Великого (1689-1725) обретают актуальность для русского сознания. В результате нескольких победоносных операций бухарского вынудили эмира заключить так называемый договор о дружбе (1873 г.) Россия решила воспользоваться религиозным и политическим авторитетом эмира, как формального главы центрально-азиатского ислама, и безоговорочно признала всю полноту суверенитета Бухары как во внешней, так и во внутренней политике. По условиям соглашения, Бухара лишь уступала покорителям захваченный ими еще в 1868 г. Самарканд и ряд других территорий, а также обещала открыть свои рынки, сухопутные и водные пути для широкого проникновения русских товаров.

Вопреки широко распространенному заблуждению Бухарский эмират с точки зрения юридической не только никогда не являлся частью Российской империи, но и не находился под ее протекторатом. Зависимость Бухары от России носила фактический, но не правовой характер.

Сталин посчитал не лишним иметь на советско-афганской границе карманную республику таджиков, к которой можно было бы при случае добровольно присоединить афганских братьев по крови. Тем самым Сталин набрасывал узду и на строптивый и националистический Ташкент. За таджиками во всеуслышанье было признано право обладания отдельной республикой высшего ранга, поэтому дальнейшая судьба трети узбекистанских территорий с их многочисленным таджикским населением (которое обрело потенциальное право на самоопределение вплоть до отделения) теперь целиком зависела от произвола Москвы. В Центральной Азии окончательно воцарилось региональное равновесие, опирающееся на Кремль.

ШУКУРОВ Ш.М., ШУКУРОВ Р.М. ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ (опыт истории духа). М.: Центр стратегического планирования Оренбургской области, 2001. 256 с.

Ссылка на википедию указывает истории российских земель Средней Азии.

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8

Разумеется, можно еще говорить об уникальном регионе Памира - Горного Бадахшана, но, не знаю, насколько это интересно.

ссылка на иллюстрации:

oldcolor.livejournal.com/

prokudin-gorsky.org/

Бухара начала ХХ века. Здесь и далее фотографии Прокудина-Горского

Пекарня, обратите внимание, что печь на продажу дело исключительно мужское

а вот так лепешками торговали

В загородном дворце Эмира Бухарского Шир-Будун близ Бухары

Сартский дом. До революции сартами было принято называть оседлое население, в википедии можете прочитать, что сарты - оседлые узбеки, странное заключение, можно подумать, что оседлость или кочевье влияет на антропологию, по-видимому, сартами стоит считать персоговорящее население городов

Горский называл этот снимок: "Сартянка". Перед нами женщина в паранжде

внутренний двор сартского дома

Внутри мечети Богоэддин близ Бухары

водонос

меняла

нищие, опять женщина в паранжде

парикмахеры

сарсткая школа

старик сарт

"Типы сартов" у Горского, как видим, они европеоидны, так что предположение, что сарты персоговорящие, следователь, таджики, можно подтвердить)

чойхона

шашлычная

  • Bobcat, ОГРОМНОЕ спасибо! Кукла интересная, а журнал - бедный, толком и нет там ничего, теперь почитать подробно - счастье! И фотографии - многое они передают...

    admin
  • Bobcat, спасибо! Было интересно почитать!

    Раньше читая на сайте слово КВНК думала об игре КВН))). Потом поняла что это сокращённо Куклы В Народных Костюмах). Забавно)!
    Извините за такой вопрос, admin вы любите КВН?

    Гость (Алиса)
  • Алиса, раньше любила очень, а теперь совсем перестала понимать. Уже лет 10 не смотрю ТВ, не знаю современных наших звёзд, поэтому просто не могу понять, о ком они там шутят.:-)) Понимаю, что кого-то пародируют и надо смеяться, но - не смешно. Есть там конечно и общечеловеческие шутки, но таких очень мало и вылавливать их из шуток, связанных с современной жизнью, трудно и времени жалко.

    admin
  • КВН уже не тот!
    Я вам советую посмотреть! В эту субботу на Первом канале будет первая 1/8 премьер лиги. Правда поздно начнётся - в 23 - 00. Но потом можно посмотреть повтор в интернете. (Если что теперь каждую субботу в 11 вечера будут показывать премьерку, она всегда летом идёт.)

    Гость (Алиса)
  • Мы всегда скачиваем, если что-то надо посмотреть.
    Сомневаюсь, что что-то там изменилось, прошлогодние выпуски пробовали посмотреть - никак.:-)
    А вообще спасибо, может посмотрим, если скачать получится.

    admin
  • И о современном юморе. Я тоже иногда не понимаю о ком там шутят, особенно когда событие вот только вчера произошло, а сегодня о нём уже команда пошутиила. Пока не поймёшь в чём суть произошедшего - не поймёшь и шутку.
    Сейчас есть просто ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ команда Молодёжная сборная. У них абсолютно чистый и добрый юмор, понятный всем! Их любят и взрослые и дети!
    Моете их посмотреть!
    www.youtube.com/watch

    Гость (Алиса)
  • Спасибо, посмотрю на досуге! Хорошо, что такие команды есть!

    admin
  • Bobcat, спасибо большое, очень познавательно!

    Natalya Pale
  • Как посмотрите - поделитесь своими впечатлениями).

    Гость (Алиса)
  • А я и сейчас КВН люблю!:-) Очень настроение поднимает!☺ Как раз сегодня видела анонс премьер лиги.
    Молодёжную сборную знаю, очень люблю эту команду.:-)))

    Джейн
  • :) Приятно, что современный КВН вам нравится).
    Может стоит создать статью про КВН, его же дети тоже любят).
    кто-нибудь смотрел вчера премьерку?)

    Гость (Алиса)
  • Алиса, это только если вы сделаете, или кто-то, кто хорошо в КВН разбирается - я написать не смогу, не знаю толком ничего.

    admin
  • Джейн, может вы статью сделаете? (я смотрю вы появились на сайте.)

    Гость (Алиса)
  • Ну я могу сделать статью. Только к какому разделу её отнести? Разные игрушки или Виртуальные игры?

    Джейн
  • Джейн, наверное виртуальные. ТВ ведь.:-)

    admin