Исаак Бабель и миниатюрная книга

Бельский Мирон Романович, краевед (Одесса)

История миниатюрных изданий своими корнями уходит в седую античность. Задолго до появления печатного станка и современной формы книги-кодекса, пришедшей на смену свитку в I веке до н.э., древний человек начал создавать миниатюрные издания.

Упоминание о подобных изданиях не редкость в трудах древнеримских писателей и учёных. Естествоиспытатель и государственный деятель Плиний Старший, со слов прославленного оратора Марка Туллия Цицерона, рассказал на страницах энциклопедической "Естественной истории в 37 книгах" о микроскопическом списке Илиады Гомера. Знаменитая поэма, исполненная мельчайшим почерком на тонком свитке пергамента, будучи свёрнутая в рулончик, помещалась в ореховой скорлупе.

Тема моего сообщения не касается увлекательной истории особого вида продукции книгоиздания - миниатюрных книг. Посему я мельком коснусь лишь некоторых вопросов о миниатюрных изданиях, имеющих непосредственное отношение к теме "Бабель и миниатюрная книга".

Кроме общеизвестных преимуществ мини-книг перед своими большими собратьями: удобство хранения, экономичность с точки зрения расхода бумаги, возможность использования различных материалов при исполнении конструкции книги, - есть факторы, позволяющие лучше донести замысел автора, содержание его произведения до читателя.

Маленькие страницы не отвлекают внимание читателя, не дают ему рассеяться, позволяют лучше усвоить и запомнить текст. Есть литературные произведения такие, как стихи, песни, эссе, небольшие рассказы и повести, которые будучи напечатанными в книгах нормального размера, среди других, более объемных произведений, проигрывают в зрительном восприятии. Невозможно создать книгу в несколько страниц, да ещё в твёрдом переплёте, с иллюстрациями, если произведение занимает 2-3 страницы обычного размера. В малом размере есть возможность создать книгу с одним-двумя произведениями, снабдив её необходимым количеством иллюстраций, при этом даже отпечатать текст на нескольких языках.

И. Бабель - великолепный мастер короткого рассказа. Его произведения в начале 1940-х годов практически исчезли из газет, журналов и книг. Лишь только в годы перестройки, в конце 1980-х годов, когда были сняты оковы идеологического контроля, а с писателя - клеймо "враг народа", к творчеству нашего знаменитого земляка был проявлен издательский интерес. Во-первых, его произведения были долгое время под запретом, а посему появление книг с именем И. Бабеля на переплёте могло привлечь внимание читателей и обеспечить прибыль частному издателю. В те времена зарабатывать деньги уже не было стыдно.

Во-вторых, короткие, мастерски написанные рассказы писателя, будто бы предназначены для миниатюрных изданий. В небольшой книжице, объёмом до 200 страниц, можно разместить до десяти рассказов, снабдив книгу иллюстрациями, специально созданными для книг малого формата. Современная техника позволяет выполнить любую картинку в нужном размере, но, уменьшив рисунок, не предназначенный для мини-книжки, можно потерять качество иллюстрации, в которой исчезнут многие детали, тени и штрихи рисунка.

Сегодня мне известны четыре книги-малютки, связанные с именем Исаака Бабеля. Их появление совпало со временем, когда рушились связи между книжниками, коллекционерами, клубами, городами и странами. Может быть, были ещё и другие миниатюрные издания И. Бабеля, но мне они не попадались.

Пионером создания "миниатюрной Бабелианы" явилась Одесса-мама. Книга "Одесские рассказы», размером 9,З х 6,7 см увидела свет в 1991 году в Одесском производственном комбинате "Летопись" под эгидой Добровольного Общества любителей книги УССР в серии "Одессея", посвящённой 200-летию со дня основания Одессы. Составитель, автор предисловия, инициатор создания серии - одесский поэт Анатолий Степанович Глущак. Иллюстрации выполнил художник Г.А. Палатников, художником-оформителем книги стал В.Т. Миненко.

В книге 220 страниц под твёрдым переплётом с золотым тиснением, где собраны автобиография писателя и одиннадцать рассказов: из цикла "История моей голубятни" и собственно "Одесские рассказы". Отпечатана мини-книга на киевской книжной фабрике "Жовтень" тиражом 20 000 экземпляров на тончайшей офсетной бумаге. Красочные форзацы изящно украшены цифрой "200", в которую вплетены даты жизни города и памятник Дюку де Ришельё.

Весь тираж разошёлся в течение полугода, заказы шли со всех городов бывшего Союза, начиная с Дальнего Востока и Якутии. Популярность автора, компактность издания, вместившего главные шедевры писателя, обеспечили небывалый спрос. Много экземпляров оригинальной книжицы ушло в Дальнее Зарубежье. Каждый уезжающий заграницу брал с собою 10-12 экземпляров на сувениры, да и те, кто посещал Одессу в те времена, увозил книгу для близких и знакомых, говоря, что лучшего подарка не сыскать... К огромному сожалению, Анатолию Степановичу не удалось исполнить задумку — издать серию из десяти книг, вышла лишь в 1993 году вторая книжечка Гамбринус А. Куприна в том же исполнении.

В том же году Санкт-Петербургское издательство "Роспринт" тиражом в 100 000 экземпляров выпускает миниатюрную книжицу И. Бабеля "Как это делалось в Одессе". В книге отпечатано только шесть рассказов из помещённых в одесском издании, но зато открывал сей томик из 270 страниц, размером 9,9 х 7,2 см, незаконченный рассказ "Закат", и завершала книгу киноповесть "Беня Крик". Издатели Северной Пальмиры поместили книгу в красочную суперобложку, выполненную Э. Бубовичем, им же оформлены форзацы — по мотивам бабелевских рассказов. А составителем был наш человек с очень одесской фамилией — Д. Шнеерсон.

Проходит четыре года, и в 1995 году в Ростове-на-Дону в издательстве "МП Книга» в серии М и Ш /«Мастера и Шедевры. Золотая коллекция»/ в I серии мастеров рассказа и повести появляются "Одесские рассказы" И. Бабеля. Любопытно, что в этой серии И. Бабель оказался в почётной компании таких признанных мастеров пера, как А. Чехов, А. Куприн и С. Есенин. Это самое маленькое по размерам (6,8x4,5 см) издание И.Э. Бабеля и самое малотиражное – 1 000 экземпляров, что сразу же сделало книгу раритетной.

Здесь девять рассказов писателя на 190 страницах. Аркадий Мартенович Ленау, ответственный за выпуск, поместил в книге биографию писателя и шесть рассказов аналогичных одесскому изданию, добавив три новых - "Старательная женщина", "Одесса" и "У батьки нашего Махно". Небезынтересно сравнить дату смерти писателя в одесском и ростовском изданиях: А. Глущак называет день казни И. Бабеля - 14 марта 1940 года, ростовчане - 27 января 1940 года. Это вполне понятно: до последнего времени причина и дата смерти не были точно установлены. Когда книгу печатали в Одессе, дело об аресте и смерти И. Бабеля не было рассекречено и посему не было доступно исследователям. Точная дата гибели писателя указана в книге ростовчан.

Очень оригинальны и характерны чёрно-белые иллюстрации в книге, на форзацах и суперобложке, выполненные художницей М.В. Ордынской. Особенно ей удался портрет улыбающегося Исаака Эммануиловича. В целом очень удачное издание, и по размерам, и по художественному и полиграфическому исполнению.

Особняком среди предлагаемых мини-книг бабелевской тематики стоит издание пьесы Аркадия Вайнера "Исаак Бабель - король Молдаванки". Не буду подвергать критическому разбору сие сочинение, построенное по произведениям И. Бабеля — "Закат", "Король" и др. — с введением таких действующих лиц, как автор, т.е. сам Бабель, Арье-Лейб и др. Пусть это делают специалисты, литературоведы и знатоки творчества писателя. Моя скромная задача представить книгу. На мой взгляд, это самое неудачное издание.

Московское издательство Ассоциация Книга. Просвещение. Милосердие (бывшее издательство "Книга") в 1998 году в серии книг Международного Детективного Клуба выпускает мини-книгу Аркадия и Георгия Вайнеров, где помещены их совместный труд — "Женитьба Стратонова, или сентиментальное путешествие невесты к жениху" — и упомянутая пьеса Аркадия Вайнера. Так как сегодня нас интересует только И. Бабель, то разговор будет лишь о пьесе А. Вайнера.

Хотя книга отпечатана в солидной московской типографии № 5, где есть специальное оборудование для производства миниатюрных книг, она получилась предельных размеров (100х70 мм). Сделана она, очевидно, в спешке — без должной вычитки и проверки текста, и без вкуса, что мешает причислить её к сувенирным изданиям. Уж слишком не соизмерим размер шрифта по отношению к размеру книги. Такими большими буквами хорошо набирать сказки для детского издательства "Малыш". Иллюстрации имеют отношение только к братьям Вайнерам, а не к тексту их творений. Никакой связи с Бабелем они не имеют, а печать иллюстраций нечёткая, серо-грязного цвета. В тексте много ошибок: улица Костецкая названа Кростецкой (!?), в названии курортной местности Люстдорф утеряна буква "т", есть много пропусков, либо случайных замен букв в разных словах: бредни - оредни, свой - сои и т.п.

Читая эту небрежно исполненную книгу, чувствуешь неуважение к читателю, не ощущаешь праздника от встречи с миниатюрным шедевром.

Вот таков краткий обзор миниатюрной Бабелианы, известной на сегодняшний день. Думается, что издатели ещё не раз воспользуются произведениями И. Бабеля для создания настоящих миниатюрных жемчужин.

Материалы от Нины, Восточная Сибирь.

Читайте также статьи раздела сайта о мини книгах.

Ушёл из жизни Мирон Романович Бельский

14.07.2009 ушёл из жизни Мирон Романович Бельский — библиофил, коллекционер миниатюрных книг, краевед, исследователь печатного дела и книжной торговли в Одессе. Умер истинный Одессит.

Мирон Бельский родился в 9 января 1927 году в Одессе, в начале Молдаванки, в семье музыканта. Как и многие его ровесники, участвовал в Великой Отечественной войне, упорно учился после демобилизации, стал знающим, толковым инженером. В течение 25 лет бессменно руководил сложнейшим литейным цехом одного из одесских предприятий, пользовался уважением своих коллег. За ударный труд был удостоен высокой Правительственной награды — ордена Трудового Красного Знамени. Еврей-орденоносец — в советские времена явление не частое…

Всю сознательную жизнь Мирон Романович был страстным библиофилом, а выйдя на пенсию, свою энергию направил на собирательство миниатюрных книг, глубокие краеведческие исследования. В это время издал несколько посвящённых Одессе замечательных книжек-малышек.

Неутомимый исследователь истории печатного дела в нашем городе Мирон Бельский выпустил несколько книг на эту тему: Книгоиздательство М.С. Козмана в Одессе, Еврейские типографии старой Одессы, Книжная торговля в дореволюционной Одессе, Журналы старой Одессы, Газеты старой Одессы. В этих книгах приведёны собранные за многие годы скрупулёзных поисков в архивах и библиотеках уникальные исследовательские материалы, факты, накопленные и тщательно занесённые в обширную личную картотеку.

По сути, это подарок от Мирона Романовича всем одесским краеведам, историкам, библиофилам и многочисленным любителям одесской старины. К сожалению, так сложилось, что подарок оказался прощальным. Последняя книга — справочник Газеты старой Одессы — вышла совсем недавно, в мае нынешнего 2009 года! Вопреки болезням автор успел донести книгу до читателей…

Интереснейшие статьи Мирона Бельского, сдобренные присущим ему неповторимым юмором, публиковались в одесских газетах (так, много лет краевед был добрым другом и постоянным автором газеты Тиква - Ор Самеах), альманахе Мория, Иерусалимском альманахе и других периодических изданиях. Этот юмор не покидал Мирона Романовича в очень сложные периоды жизни, выпавшие на его долю в последние годы. Тяжелейшим ударом стала смерть спутницы жизни, верной подруги — жены, с которой прожито было более 50 лет…

Выражаем соболезнования дочерям Мирона Романовича, всем близким. Всем, кто знал его, работал с ним. Все, кто помогал ему и кому помог он сам — своим опытом, знаниями, неиссякаемой энергией и неподдельным интересом к жизни, к людям, к Одессе, которую любил — искренне, трепетно и нежно…

ТИА "Вiкна-Одеса".

В коллекции одессита 2000 книжечек размером со спичечный коробок

Миниатюрные книжки Мирон Романович начал собирать исключительно из-за въедливости характера.

Мирон Романович Бельский закончил Одесский политехнический институт, по специальности инженер-механик. Своей профессии отдал не один год жизни. Но делом всей жизни инженера стало редкое хобби - коллекционирование миниатюрной книги - стало главным делом жизни инженера. Двадцать пять лет Мирон Бельский возглавлял Одесское городское общество любителей миниатюрной книги. На полках его библиотеки нашли приют более 2 000 книжек-малюток. Почти у каждой была своя уникальная история, мимо которой Бельский просто не мог пройти. С тех пор о своих мини он написал свыше 540 статей. Так стал он ещё и ценимым в академических кругах библиофилом-исследователем. Написанные им книги, в том числе и миниатюрные, захватывают сильнее любого романа. Да, собственно, разве это и не есть увлекательнейший роман - составление истории книги.

СТАЛЬНЫЕ ШТОРЫ. Первая миниатюрная книга, которая попала к коллекционеру из Одессы, была посвящена: рекламе. Книжица размером 7,5x6 см на 16 иллюстрированных страницах рассказывает об истории и деятельности фабрики Фрелиха и Ричи. Проспект подробно рекламирует продукцию фабрики – самодействующие волнистые, стальные шторы для окон и дверей магазинов, оконные и дверные приборы, решётки для балконов, ограды, почтовые ящики, весы, новомодную стальную посуду и прочее. Проспект был найден Мироном Романовичем в 1987 г. в фондах Ленинградской публичной библиотеки.

В фондах той же библиотеки тогда коллекционеру попались книжицы-малютки размером 8,5 x 6,5 см: Марко богатый и Василий Бесчастный, Госпожа Голлэ, Гулливер у лилипутов, Протоптанные башмаки. Понятно, что это - сказки для детей. И что и размер у них потому такой миниатюрный. Но дело ещё и в том, что популярная серия детских книг вкладывалась в коробки со сладостями для улучшения продаж. А значит, и не могла быть больших размеров. Так, скажем, в 1914-1916 гг. вышли 132 детские миниатюрные книги, которые продавались вместе с конфетами. Серия одного из них, М. О. Медвинского, так и называлась: Детская библиотека с конфетами.

ИЗДАТЕЛЬ-ИНКОГНИТО. - Издание книг - это целый мир, - увлечённо говорит о своих книжках Мирон Романович. - И когда ты в нём живёшь, он балует тебя находками. К примеру, на аукционе я приобрёл издание гильзовой фабрики А. И. Дуван 1895 г. - пьесу классика украинской литературы Ивана Котляревского Наталка – Полтавка. Её высота всего семь на пять с половиной сантиметров. Написана она на украинском языке, но буквами русской азбуки.

Уникальны, по словам коллекционера, сведения и о самих издателях - зачастую их жизнь стоит написания целых томов исследований.

- Вот, например, одесский издатель Козман. Кто такой, как жил, что издавал, какова его судьба? Оказалось - никто не знает, нет таких сведений. Одесские типографы, издатели, литографы, владельцы книжных лавок - белое пятно. Я увлёкся этой темой, копался в архивах. В результате написал две книги. На сегодняшний день у меня собрана такая обширная картотека по типографскому делу в Одессе, какой, я думаю, ни у кого нет. Моя ближайшая задача - этот богатый материал издать.

Миниатюрные книжки Мирон Романович начал собирать исключительно из-за въедливости характера. Ещё на службе в армии, куда пришёл он в 1946 году после тяжких лет эвакуации с шестью классами средней школы за спиной, взялся молодой Бельский за серьёзную учебу. А как, скажите на милость, познавать азы наук в армии? И главное, когда?

ВО ВСЁМ ВИНОВАТА ПОЛТАВА

- У меня был блокнот размером с нагрудный карман военного кителя. В блокнот записывал я формулы, правила, упражнения, справочные данные, таблицы. Когда выдавалось свободное время, в дороге, на посту я открывал его и зубрил. Поступил потом в институт легко, хоть и с боями. Но суть не в этом. Как-то прогуливаясь по Староконному базару, увидел на прилавке маленькую книгу Пушкина Полтава. Я был поражён: книжка меньше моего блокнота?! Купил её, конечно. Вот с этого всё и началось. Сейчас, оглядываясь назад, могу признаться самому себе, что моя встреча с миниатюрной книгой была подарком судьбы. Я нашёл главное дело своей жизни. Обнаружил в себе азарт исследователя. Вы знаете, что такое радость книжных находок? - как мальчишка, восхищается Мирон Романович.

segodnya.ua.

Архив принял на госхранение личный фонд одесского краеведа Мирона Романовича Бельского

На государственное хранение принят личный фонд одесского краеведа, коллекционера и литератора Мирона Романовича Бельского. Об этом сообщили в Государственном архиве Одесской области.

Мирон Романович Бельский родился 9 января 1927 года в городе Одесса. В 1957 году закончил Одесский политехнический институт, получил направление на завод прессов, где работал до выхода на пенсию с должности начальника литейного цеха.

В 1970-х годах увлёкся книгами. С 1979 по 2004 годы – глава Одесского городского клуба любителей миниатюрных книг. Принимал участие в работе съезда книголюбов СССР и Украины, был членом общества библиофилов России.

Автор около 500 публикаций в периодике Америки, Израиля и более 40 городов бывшего Советского Союза, около 15 книг и каталогов различных выставок.

  • Подборка произведений для мини книги - это отдельная тема, очень непростая!
    Вообще, до чего же тема интересная!

    admin
  • Спасибо, россияне, что помните нашего земляка, библиофила, умницу, участника Великой Отечественной войны и просто НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА - Бельского Мирона Романовича.

    Гость (Одессит)
  • 25 лет человек руководил Одесским Клубом любителей миникниги. Ушёл из жизни... Его архив принял ГосАрхив. А кто принял эстафету в Клубе???

    Гость (Коломыя Ивано Франковская)