Художественная галерея №5. Ян Вермер

Художественная галерея 5. Ян Вермер.

Художественная галерея №5 - Ян Вермер. Репродукция картины "Девушка с жемчужной серёжкой".

Я серию не собираю, но её собирает Дакота Ли - от неё и скан номера. 4-й номер был с неудачной репродукцией, Дакота Ли не покупала, так что его скана нет, зато есть 5-ый. Ян Вермер.

Общая статья о серии здесь.

Художник наперекор всему. Обстоятельства жизни Вермера не слишком-то способствовали занятиям живописью. Имея большую семью, он постоянно вынужден был сражаться с материальными затруднениями. Все это, однако, не помешало ему стать одним из самых выдающихся голландских художников XVII века.

Ян Вермср (к другой транскрипции — Вермеер) Дслфтский — самый загадочный из всех голландских живописцев, слава его уступает, пожалуй, только славе Рембрандта, а, между тем, о его жизни и творческом пути мы почти ничего не знаем. У кого учился Вермер? Как складывались его отношения с собратьями по цеху? Выезжал ли он когда-либо за пределы Голландии? Ответы на эти и многие другие вопросы сокрыты во мгле веков. Не сохранилось ни писем художника, ни воспоминаний современников о нем, ни набросков к картинам. Более того, невозможным представляется даже установление точной хронологии творчества Вермера, поскольку датировано лишь две его работы.

Удручающая скудость информации о мастере объясняется тем, что после его смерти о нем почти забыли и вспомнили только в середине XIX столетия.

Отец Яна Вермера занимался ткачеством, содержал гостиницу и торговал картинами.

Девушка с жемчужной сережкой

(ок. 1665)
44,5 х 39 см
Маурицхейс, Гаага

Эта работа, одна из самых знаменитых картин Вермера, полна загадок. Она даже получила прозвище северной Мона Лизы. Художник выбрал момент, когда девушка поворачивает голову в сторону зрителя, которого она только что заме шла. Такая поза довольно необычна для портрета. Вероятно, автор хотел запечатлеть непринужденное, порывистое движение, что ему вполне удалось.

Картина проста и лаконична. Лишних деталей в ней просто нет. В соответствии с названием, внимание зрителя фокусируется на жемчужной сережке в ухе девушки. Она большая, каплевидной формы, отливающая перламутром. Можно заметить, как этот блеск повторяемся и в глазах, и на губах девушки.

Кто изображен на картине? По одной из версий, это тринадцатилетняя дочь художника, Мария. По другой — ее ровесница, дочь известного делфтского мецената Рюйвена, покровителя Вермера и ценителя его искусства.

А в одноименном романе Шевалье Трейси высказывается мнение, что художник запечатлел свою молоденькую служанку и любовницу.

Вероятно, истину мы не узнаем никогда — картина уже более 300 лет хранит таинственное молчание.

Тюрбан

Вермер нередко использует в своих работах такие декоративные элементы, как тюрбан. Форма тюрбана девушки очень интересна. Он состоит из двух частей, первая из которых, яркого ультрамаринового цвета, подчеркивает форму черепа, а вторая, лимонно-желтая, спадает как фата.

Жемчуг

Внимание зрителя фокусируется на жемчужной сережке. Большая, каплевидной формы, отливающая перламутром, она передает свой блеск глазам и губам девушки. Ювелирное изделие поражает своим размером, что позволяет предположить либо го, что воображение автора искусственно увеличило ее, либо то, что жемчуг в сережке модели был искусственным.

Платье

Девушка одета в платье желтого, землистого, цвета, с которым резко контрастирует белоснежный воротничок. К сожалению, свинцовые белила со временем изменили цвет.

Темный фон

Фон картины со временем сильно изменился, так как краски сильно стареют и меняют свои свойства. Сейчас он кажется практически черным, но художник его написал темно-зеленым.

Глубина цвета достигается с помощью черного подмалевка, а далее использовались индиго и резедовая желтая. Эти краски прозрачные, благодаря чему фон получился темно-зеленым.

Поза девушки

Девушка изображена в движении со спины, мы смотрим на нее сбоку, она как будто хочет отвести
взгляд. Рот ее приоткрыт: в живописи Голландии это часто знак обращения. Вермеру удалось отразить некую связь между моделью и художником. В движении девушки чувствуется напряжение, но оно тягуче и спокойно.

Художественная галерея 5. Ян Вермер

  • Спасибо за скан! Я об этом художнике практически совсем ничего не знала.

    admin
  • А в каком смысле, 4-й номер был с неудачной репродукцией?
    И очень бы хотелось посмотреть, как выглядит сама репродукция картины Девушка с жемчужной серёжкой.)

    Гость (Джэйн)
  • Не знаю, Дакота Ли так написала, я сейчас посмотрела фото в магазине ( - картина выглядит темноватой, вроде бы. Если она на самом деле такая-то действительно очень неудачная репродукция, серо - мрачная.

    admin
  • Журнал очень интересный! Читаю с удовольствием! Очень люблю картины!)

    Гость (Джэйн)
  • Да, мне больше всего понравилась картина в 1-ом номере. Красивая, светлая.)

    Гость (Джэйн)
  • Девочки, как только снова обзаведусь приличным фотиком, с удовольствием буду выкладывать для вас фото репродукций! Пока в наличии только телефон, и фото получаются не очень. Попробую сфоткать, но за качество не судите)

    Дакота Ли
  • Вот как-то так...

    Дакота Ли
  • И вот так...

    Дакота Ли
  • Мы всё понимаем! Подождём!)

    Гость (Джэйн)
  • Дакота Ли, а вы будете всю коллекцию собирать?

    Гость (Джэйн)
  • Эта репродукция, по-моему, удалась - красочно, красиво!

    admin
  • А мне его работы очень нравятся, на деле они необычно миниатюрные, но невероятно живые

    Natalya Pale
  • Кстати, именно про эту картину снят одноименный фильм, сколько в нем правдивости не знаю, но довольно интересный

    Natalya Pale
  • Да, постараюсь собрать все, но вот Бабушкин сад как-то не захотелось иметь в коллекции - слишком уж там мрачно, все словно увядает вместе с хозяйкой...

    Дакота Ли
  • Да, точно - именно что увядает, грустная картина.

    admin
  • Среди сканов не хватает странички с номером 23. В старой версии журнала на этом месте была Девушка с жемчужной сережкой, интересно, какая картина там сейчас. Добавьте, пожалуйста, скан

    Гость (Rederle)