Куклы в народных костюмах 22

Праздничный костюм Донской казачки

№ 22 - номер выходит в России 15.11.2012.

Кукла номера: Праздничный костюм Донской казачки (Ставропольской губернии).

Костюм - светло-зелёный, с рисунком, кукла в белом платке (шали). Шаль с длинными концами, обшита золотой тесьмой.

О коллекции - Куклы в народных костюмах. Предыдущий 21 номер здесь.

Для этой куклы есть пара - мужской костюм, 6-ой спецвыпуск.

Фото куклы:

Казачка, мой экземпляр куклы, без доделок.

Кукла со спины. Платок обшит золотой тесьмой.

Куклы в народных костюмах, казачка здесь в середине.

Разбор номера от bobcat

Разбор этого номера журнала от bobcat.

Разбор.

Про написание кубелька, чаще встречается через Е. Извините, если повторятся фотографии)
Сразу скажу, что купить куклу так и не решилась, во-первых, устала от лысых, во-вторых, от непонятного происхождения костюмов и сопровождающих текстов. В восприятии донских казаков тоже есть свои сложности, по большому счету, кажется (судя по всему авторам ДА тоже), что, где бы казак не жил, он – донской, что, конечно же, не так. Частей казачьего войска займет изрядное количество времени и места: Азовское, Амурское Астраханское, Башкирское, Бугское, Войско буткальских казаков, Войско Запорожское Низовое, Войско Запорожское Реестровое, Войско Кубанское Игнатово, Кавказское, Волжское, Гребенское, Донское, Дунайское (Новороссийское), Екатеринославское (Вознесенское), Енисейское, Забайкальское, Кубанское, Ногайское, Оренбургское, Семиреченское, Ставропольское калмыцкое, Сибирское, Терское, Уральское, Уссурийское. И в каждом отдельно взятом случае были свои обычаи, традиции, костюмы, которые были переняты у местного населения, с которым казаки, хотя и не смешивались по организации, смешивались по крови. Плюс к этому надо обратить внимание, что унификации форма, а тем паче народного костюма в казачьей среде не было, более того бытовала традиции привозить с собой с исторической родины и военных походов элементы быта и внешнего вида. Так что в данном случае не надо ориентироваться на современных ряженых казаков, которые стоят на страже православных церквей с георгиевскими крестами, так, словно это бабушкины бриллианты, которые можно одеть по случаю.

Второй проблемой является Тихий Дон, сейчас вообще не важно действительно ли написал его Шолохов или кто-то другой, важно то, что образу ушли в народ, прежде всего Аксиньи и Григория Мелехова, больше, конечно, киношные, чем книжные, именно они у нас вызывают устойчивые внешние ассоциации. Я сама очень люблю Э.А. Быстрицкую во всех ее ролях, с большим уважением отношусь к работам П.П. Глебова, его исполнение роли Мелехова прекрасно, опять же знаю, что утвердил их на роли сам Шолохов, Глебова с оговорками, а Быстрицкую с первого взгляда – все же они не казаки, поэтому постараюсь, дать побольше старых фотографий.

Как известно, в казачьи братства впадали русские, украинцы, белорусы, поляки, турки, татары, грузины черкесы и представители многих окрестных Дону народов, и это не могло оказать своего влияния на формирования своеобразного типа донского казака. «Такое слияние разноплеменности», - отмечал историк Сухоруков, - сделало в наружности донцов какую-то особенность и дело им, если можно сказать, собственную – казачью – физиономию, довольно отличительную от людей чисто русских. … Казаки имеют сложение тела твердое, крепкое и здоровое, более дородны или дебелы, нежели сухи и сухощавы; лицом большую часть смуглы, с темными волосами. Обладают мощными физическими силами. Духом большую часть смелы, храбры и отважны; характером живы и веселы; в движениях проворны и легки».

Своеобразным и был язык казаков. «Язык на Дону смешанный, - писал Сухоруков, - и заключает в себе два наречия: велокороссийское и малороссийское – много испорченные и измененные… Кроме сего, много примешено слов татарских и калмыцких, относящихся к домашней утвари, конской сбруе». Другой донской историк Евлампий Катальников (1774-1854) в вопросе о языке и происхождении донских казаков считал, что «донцы-верховцы могут быть признаны в происхождении из той части России, где употребляют слова: што, чего, яго и подобные им, вместо: что, чего, его». Донцы-серединцы, по мнению Катальникова, больше подходят «к правильному русскому», а «донцы-низовцы… примечаются происходящими от России Малыя. Слова, до ныне употребляемые: хиба, нема, був и прочие то свидетельствуют».
Жили казаки первоначально в землянках, а потом стали строить деревянные дома, называвшиеся куренями. Этот термин, как считают некоторые историки, происходит от монгольского «куря» - стойбище, круг; да и расположение в таком доме шло по кругу, вокруг печки. Донские источники, занимавшиеся этой проблемой, пришли к выводу, что курень «по типу постройки, безусловно, новгородское происхождения, и обычная окраска его в желтый цвет установилась, вероятно, преемственно от новгородцев».
Платья 17-18 века

На пленницах казаки часто женились, хотя семейная жизнь не была в почете у них. В XVI веке на Дону редко встречались семейные казаки: слишком суровыми являлись условия для создания нормальной семьи, да и хозяйства казаки не вели, все время проводя в походах и боях.
Венчание в те времена проходило, в большинстве случаев, без посредничества церкви, ибо мало было на донской земле священников, а первые храмы появились только в середине XVII столетия, когда в Черкасске казаки построили деревянный собор во имя Воскресения Христова. О женитьбе было достаточно объявить народу, для чего жених и невеста приходили на казачий Круг, кланялись поясно во все стороны, и жених-казак, принародно обращался к будущей супруге, говорил, называя ее по имени: «Ты, Катерина, будь мне женой!». Невеста, поклонившись ему в ноги, смиренно ответствовала: «А ты, Михайло, будь мне мужем!»
- Любо ль, атаманы-молодцы, благословить новых мужа и жену? – спрашивал казаков атаман и первым кричал: - Любо!
- Любо! – поддакивали ему казаки, и брак, свершенный таким образом, считался действительным. Со времен Петра 1 браки на Дону освящались исключительно церковью, и только церковный брак считался настоящим, законным.
На фото некрасовские казаки, откочевали с атаманом Некрасовым с Дона на Кубань, а потом... в Среднюю Азию

Развод в после петровское время на Дону производился так же просто, как и женитьба. Если казак по катим то причинам уже не нуждался больше в супруге, он вел ее на войсковой Круг, где в присутствии своих сотоварищей говорил:
- Друзья! Верные товарищи мои казаки! Я некоторое время имел жену Катерину, она была мне услужливой и верной женой, но теперь она мне больше не жена, а я ей не муж! Кто из вас ее желает, пусть возьмет ее в жены. Мне ноне все едино…
После таких слов казак снимал свою руку, и недавняя супруга становилась чужой женщиной, разведенкой. Любой из присутствующих на Кругу казаков, что часто и случалось, мог тут же взять ее в жены. Для этого было достаточно только прикрыть ее полой своего кафтана, снимая позор развода, и произнести полагающиеся в подобном случае слова.
Воспитание детей, особенно мальчиков, у донских казаков преследовало одну цель: сделать из казачонка воина, способного встать на защиту родного Дона и матушки-России.
Праздничный костюм первого донского войска (к слову, их два и костюмы различаются)

Все это в высшей степени примечательно, если учесть, что среди казаков было большое количество старообрядцев, какое уж тут многоженство, казалось бы, но то как выглядел древний брак и развод не оставляет сомнений в его происхождении – это мусульманское влияние. То есть казаки, воюя на туретчине, могли наблюдать как никях (мусульманскую свадьбу), так и талак (развод, казаки даже слово переняли, стали говорить талах), разумеется они не вдавались в тонкости межрелигиозного взаимодействия и изначальной семантики, а заимствовали, как увидели и как поняли.
Развивая ту же мысль, интересно подметить странную роль, которую занимали женщины в казацком мире, вспомним «Тихий Дон»: с одной стороны, муж Аксиньи заподозрив ее в измене, бьет ее смертным боем и никто не спешит вмешаться, потому как тут он хозяин и в своем праве, кроме, разумеется, Григория, который и выдает себя этим заступничеством с головой. Сразу кажется, что вот она туретчина, подневольная баба, но с другой стороны, вспомним как старый Пантелеймон пришел к Аксиньи на двор, чтобы ее усовестись и чуть не получил ухватом. Неувязка? Ничуть не бывало.

В самом деле, по неписанным законам казачка была ли едва ли не собственность мужа, но полновластная хозяйка в доме, ее так и называли без имени САМА (как правило, но не обязательно, старшая женщина в доме), у нее мог быть единственный ключ в хозяйстве, поскольку замки были не в чести, ей беспрекословно подчинялись в домашних делах все, как мужчины (!), так и младшие женщины. Статус Самой был пожизненным, перед смертью она Сама могла назначить себе преемницу, зачастую ее становилась наиболее норовистая невестка.
Вот здесь в центре явно САМА. Интересно, что став САМОЙ женщина меняла костюм, еще интересно, что только женщины (как и на Востоке) носили обручальные кольца, вдовы носили два кольца на левой руке (свое и мужа), казак носил кольцо в ладанке, его привозили домой вместе с саблей, даже если самоо хоронили на чужбине, с золотом в землю не опускали

Новорожденному «на зубок» родственники и знакомые приносили пули, у изголовья младенца клали саблю, пистолет, лук и ружье: приобщайся к ремеслу воинскому, казачок! Постоянно слыша от родных и близких людей разговоры о походах, боях и войнах, наблюдая это в практической жизни, малолетки-казачата и говорить начинали не со слов «отец» и «мать», а со слов «пу» - стрелять и «чу» - ехать на коне. Трехлетние казачата уже умели ездить на лошади по двору, а пятилетние бесстрашно и умело скакали на лихом дончаке по улицам казачьего городка.
Своеобразной была семейная жизнь донских казаков в XVIII веке. Если в семнадцатом столетии большое число казачьих браков заключалось без посредничества церкви, то в начале восемнадцатого века Петр I запретил венчаться и разводиться по казачьим обычаям (на Кругу) и велел совершать браки по церковным уставам, строго запретил наложничество.
В начале XVIII века петровские порядки начинают проникать на Дон: женщине-хозяйке уже не запрещалось показываться гостям. Однако казаки продолжали жениться и разводиться по несколько раз, и тогда императрица Елизавета Петровна грамотой от 20 сентября 1745 года запретила казакам «женится от живых жен и четвертыми браками».

Обычно сначала бывали смотрины, когда жених с двумя-тремя родственниками под благовидным предлогом появлялся в доме невесты. Сидели, беседовали о разном, потихоньку разглядывая невесту. Если она приходилась по душе старшим, то, уходя, они многозначительно говорили: - Бог даст, и она нас полюбит!
Через несколько дней после смотрин к родителям невесты засылались сваты, которые, получив их согласие, били по рукам, восклицая: «В добрый час!» Потом до свадьбы происходил «сговор», во время которого веселились, пили вино и танцевали танцы «казачек» и «журавль».
За день до свадьбы смотрели приданое, празднуя, как говорили казаки, подушки. А накануне бывал «девичник».

Свадьбу праздновали в воскресенье. Невесту обряжали в богатый парчовый кубелек и парчовую рубашку. На голову надевалась высокая шапка из черных смушек с красным бархатным верхом, украшенная цветами и перьями. Самые лучшие украшения из золота, серебра блистали на ней. Жених, также одетый в лучшее, получив родительское благословение, вместе с дружками и свахами направлялся в курень невесты, которая уже скромно сидела под образами, ожидая суженого. Отсюда молодые отправлялись в храм. В его притворе невесту готовили к венцу: сняв шапку, расплетали девичью косу надвое, как обычно носили замужние казачки.
После венчания молодых на крыльце женихова дома встречали родители новобрачных. Над их головами они держали хлеб и соль, под которыми молодожены проходили, осыпаемые пшеницей, перемешанной с хмелем, орехами и мелкими деньгами. Родители, угостив свиту молодых, самих новобрачных отправляли в брачную комнату, из которой они появлялись только перед подачей жаркого

Во второй половине восемнадцатого столетия положение женщин-казачек изменилось: отныне они могли свободно появляться в обществе не только во время больших праздников, но и в обычные дни, хотя не одобрялось, если они вмешивались в мужской разговор. Девушки же только на свадьбах могли находится в обществе мужчин, остальное время им надлежало быть в кругу подруг или в домашнем одиночестве, занимаясь шитьем, работой на кухне, играми в кремешки, жмурки, лапту.
Главной частью женской одежды бал кубелек, сшитый из порчи и имевший форму татарского кафтана. Он спускался ниже колен, но высоко от пят. Кубелеки застегивались на груди рядом серебряных с позолотой пуговиц. Имелся еще один ряд пуговиц, гораздо больших по величине, золотых или низанных из жемчуга. Под кубелеком были рубаха и шаровары, доходившие до самых туфель, сшитых из сафьяна. Казачки подпоясывались поясами, украшенными камнями и драгоценными металлами. На голову одевалась парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом.
Обычный костюм (повседневный)

Женщины-казачки обычно сохраняли одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. Кубелек пришел на Дон с туретчины.
Основой костюма являлась рубаха. Казачки носили прямые туникообразные рубахи с невысоким воротником, который застегивался на небольшую пуговку (или без него). Рубаха обычно делалась из шелка. Под неё часто одевали нижнюю рубаху (как белье) из льна.
Поверх шелковой рубахи одевался кубелек - длинное (но короче рубахи) распашное платье с рукавом 3/4 (или меньше) и отрезной талией. Сверху одевали пояс, богато расшитый жемчугом или каменьями. Кубелек шился обычно из парчи, шелка, иногда бархата, иногда (реже) из других тканей. По возможности он богато украшался (могли расшить жемчугом, например).
Кубелек шился с отрезным лифом, спинка цельная, плотно прилегающая, рукава либо прямые, либо зауженные (но в любом случае из-под них должны быть видны рукава нижней рубахи). Лиф спереди до талии застегивался на мелкие пуговки (медными, серебряными, позолоченными, жемчужными и т.п.). Нижняя часть кубелька - пряма распашная, юбка широка, в довольно густую сборку.

На голове (согласно А. Ригельману) казачки носили кички, сороки, шапочки- "боярки". Ещё на голове наматывали иногда что-то вроде чалмы.
Кроме того, часто под рубахой казачки носили штаны (порты), из льняных или хлопковых тканей. Казачки никогда не садились в седло "боком".
Также необходимо отметить, что кубелек - это одежда казачек примерно но 18- 19 века. Распашной кубелек - это более ранний вид кубелька (полы могли расходится с стороны или могли быть с запахом).. Примерно с 19 века кубелек стал закрытым - т.е. цельнокроеным, выглядел как платье.
На голове чаще всего носили кружевную косынку, или наколку на пучок, его открыть было срамом, всю же голову не покрывали, если только зимой или на работы.

Куклы в народных костюмах, выпуск 22

Из фондов Российского Этнографического Музея. Одежда донской казачки, названа "кубелек" (инфо Tatakri с насекомых)

Да вот ещё фото с двумя казачками ,чёрно-белое было подписано - Девицы в кубиляках 1875-1876гг , а на первой картинке - кубелек(( Как правильно...

Игральная карта времён Российской империи,начало 19 века

А как вам такая казачка?

И более современные

Анонс № 22

Куклы в народных костюмах, казачка здесь в середине.

Кукла в коробочке и номер журнала. 22 номер кукол в народных костюмах.

АНОНС 23-го номера.

На ногах - коричневые сапожки. У моего экземпляра ноги довольно широко расставлены, но стоит сама хорошо.

Со спины, под концами платка - платье. Под платок не залезешь, волосы видно только спереди.

Куклы в народных костюмах, выпуск 22. Казачка.

моя казачка. подробнее тут www.toybytoy.com/collection/Doll_in_national_suit_1

Доделала и я свою казачку

  • Спасибо вам всем!!!

    Путешественник
  • Admin ,Скорейшего выздоровления,берегите себя,мы в вас нуждаемся!!:))

    Далёкая
  • И я желаю здоровья Admin!Куколку купила,чуть доделаю и покажу,когда admin поправится - привыкла,что её слово первое...

    Оляля
  • Спасибо вам всем огромное! Всё ей передам. Так выздоравливать гораздо веселее:).

    Путешественник
  • Admin, скорейшего вам выздоровления! Путешественник, спасибо, что нас не оставили!

    Natalya Pale
  • Спасибо! :) Казачку мы уже тоже купили, как поправимся, фотки на сайт добавим. Народницы сейчас поинтересней, чем Дамы Эпохи.

    Путешественник
  • Выложите пожалуйста скан этого номера

    Татианна
  • На голове (согласно А. Ригельману) казачки носили кички, сороки, шапочки- "боярки". Ещё на голове наматывали иногда что-то вроде чалмы.
    Кроме того, часто под рубахой казачки носили штаны (порты), из льняных или хлопковых тканей. Казачки никогда не садились в седло "боком".
    Также необходимо отметить, что кубелек - это одежда казачек примерно но 18- 19 века. Распашной кубелек - это более ранний вид кубелька (полы могли расходится с стороны или могли быть с запахом).. Примерно с 19 века кубелек стал закрытым - т.е. цельнокроеным, выглядел как платье.
    На голове чаще всего носили кружевную косынку, или наколку на пучок, его открыть было срамом, всю же голову не покрывали, если только зимой или на работы.

    bobcat
  • Неужели никто не может выложить скан журнала?

    Татианна
  • Татианна, я уже в статье про Мерседес ответила, будем стараться, но пока здоровье дорогого стоит :-(((
    bobcat, спасибо большущее, я этот разбор тогда к статье подключу, отдельно в новую статью вынести пока сил нету :-)

    admin
  • admin,выздоравливайте пожалуйста поскорей!
    bobcat,моя прабабушка с Дона,я помню,что косынку она всегда покрывала как на последнем фото,я всегда удивлялась как она(косынка) там держится:)Спасибо за обзор,вспомнила прабабушкины рассказы,она мне про свою жизнь как сказку на ночь рассказывала,когда я спать категорично отказывалась:)

    Lenchik18
  • Спасибо, Lenchik18, для меня огромная честь, что мой разбор оказался похожим на прабабушкины рассказы! А косынка прикалывалась к волосам, так и держалась)

    bobcat
  • Кстати,даже после восьмидесяти,прабабушка отказывалась подстригать волосы,обрезать волосы считалось у них на селе позором...

    Lenchik18
  • Это про лысую казачку:)))

    Lenchik18
  • bobcat, спасибо, очень интересно!

    helen
  • Вот я наконец тоже фото в статью и галерею добавила - без скана журнала, правда.
    Очень мне эта куколка нравится!
    У моей платье спереди чуть неаккуратно приклеено - задирается в поясе немного, но в общем не очень заметно.

    admin
  • только доделывать надо много: платок не такой по сути, волосы само собой, какя уж там наколка на пучок, если голова лысая, под кубелек, если это он, что скорее всего, рубаху желательно из шелка и порты, чтобы на коня сесть было не стыдно

    bobcat
  • Да, тут как всегда фикция, а не настоящий костюм - так, для полочки и красоты, не брать и не рассматривать... :-)

    admin
  • моя казачка. подробнее тут www.toybytoy.com/collection/Doll_in_national_suit_1

    Оляля
  • Как костюм сидит хорошо - не то что у моего "исходника". :-) Вроде чуть-чуть доделано, а всё-таки уже по-другому смотрится.

    admin
  • чтоб костюм сидел хорошо, как мне нравится, у меня получается из двух кукол(( хотела купить одну куклу - выбрала хорошие волосы и лицо, но короткие рукава, взяла вторую на всякий случай...когда дома разглядывала: у которой лицо лучше - складки на платье кривые, а у второй - идеальные сборки(( пришлось идеальные сборки перешить к лучшему лицу и добавить манжеты. у одного рукава резинка не пришита, а из второго сделала сумочку. хотелось бы, чтоб костюмы попадались получше без доделок...

    Оляля
  • :-)) В киоске как ни выбирай - что-то одно выбрать сложно: какая-то кукла так лицом приглянется, но костюм кривой, и наоборот... Просто я себя решила всё-таки ограничить и покупаю по одной, и так уже сложно очень с таким количеством кукол, а у нас ещё всё впереди!

    admin
  • Доделала и я свою казачку

    EVV
  • EVV
  • EVV
  • EVV
  • Никак не рассмотрю - что ж там за поясок-то такой, это тесьма блестящая, или что-то металлическое?..
    Причёска, конечно, переделана полностью?.. Какая-то красивая укладка проглядывает, но под платком сложно рассмотреть. :-)

    admin
  • admin, да и не надо подробностей. Раз вы так оценили, значит, стилизация удалась. Для меня же важно соответствие образу. Вариант исходника ну никак не соответствовал образу казачки (тем более в таком неизвестном мне костюме), моя невестка из Ростова на Дону, костюм изначальный оценила никак - казачки в нем не увидела, да и я тоже.

    EVV
  • Да уж, этот вариант костюма либо так упрощён-стилизован, либо ну очень местячковый, казачку я тоже никак в нём не признала. Серия вроде и хороша, и интересна, но иногда ну так обидно становится!! Особенно когда с польками сравнишь... :-((

    admin