Куклы в народных костюмах №86. Костюм запорожских казаков

Куклы в народных костюмах №86. Запорожская казачка.

Ориентировочная дата выхода этого номера в России - 1 мая 2015 года. Кукла ВЫШЛА.

Запорожский костюм не был свободным от некоторых иностранных заимствований, но при этом он также имел прочную этническую основу, что и сделало его одним из ярчайших проявлений национальной самобытности. Традиционные шаровары были сменены на другую одежду. Это было вызвано тем, что яркие красные шаровары были слишком хорошо видны издалека и черкесы, недовольные прибытием казаков, легко видели, куда стрелять.

Женская рубашка была длинной, разнообразного кроя: туниковидная, с плечевыми вставками , с цельнокроеными рукавами. 

Куклы в народных костюмах №86. Запорожская казачка. Фото куклы.

Коса. Куклы в народных костюмах №86. Запорожская казачка.

Костюм Полтавщины (мужской костюм здесь - не казак).

Женская поясная одежда на значительной территории Украины была несшитая или частично сшитая, в виде одного широкого или двух узких прямоугольных шматов из самодельной шерстяной, узорчатой или однотонной ткани.

Несшитая поясная одежда из домотканой шерсти имела большое локальное разнообразие благодаря различным орнаментально-цветовым решениям.

Вид куклы сбоку.

Орнаментация выполнялась техниками ткачества, набойки, вышивки, аппликации, художественного шва.

Выразительным элементом одежды был и головной y6оp - символ семейного статуса женщины. У девчат - венец, обруч, перевязка, которые всегда одевались так, чтобы была открытой маковка. На праздники вязали венок из цветов, который особенно богато украшали на свадьбу.

На второй день свадьбы голову девушки покрывали полотенечным (рушниковым) головным убором - наметкой, а потом одевали жесткий очипок, который в разных областях имел свою форму (трапециевидный, овальный, серпообразный, седловидный и т.д.). Очипок, по обычаю, женщина на людях не снимала, а, идя в церковь или в гости, сверх него обязательно одевала еще и наметку в виде длинной рушниковой накидки. В разных регионах отличались и качество ткани, а также способы увязывания наметки.

Куклы в народных костюмах - 4 фарфоровых куклы коллекции.

Очень разнообразной была верхняя женская одежда - кунтуши, жупаны, свитки, каптаны.

О коллекции.

Далее - нанайский костюм.

Комментарии, отзывы:

Уточнение от Kurkuma. Сочетание слов "Запорожская казачка" у меня вызвало недоумение. Казаки на Запорожье - это не народность, а сугубо военное явление, или даже организация. На Запорожскую Сечь, где собственно казаки локализовались, женщины не допускались под страхом смерти. Конечно, у многих казаков были семьи... по всей территории Украины, ну у некоторых поближе к Сечи на зимовниках, хуторах. На изображениях Makosh и Оляля - костюмы Полтавщины. Прошу заметить, что рядом с украиночкой Makosh стоит не казак. И непонятно какое отношение к Запорожью имеют три картинки в статье с настоящими казачками (эти три картинки перенесены в галерею).

Ник.Рачко, Украинская девочка

Еще хотелось бы уточнить по тексту в статье о шароварах ("Традиционные шаровары были сменены на другую одежду. Это было вызвано тем, что яркие красные шаровары были слишком хорошо видны издалека и черкесы, недовольные прибытием казаков, легко видели, куда стрелять"). Это, видимо, имеется ввиду тот скорбный для запорожских казаков период, когда Екатерина в 1771 году уничтожила Сечь и некоторых казаков добровольно принудительно переселила на Кубань оборонять тамошние рубежи, где они благополучно влились в Донское казачество. Но с этого момента их никак нельзя называть запорожскими казаками. Так что шаровары остаются при "козакАх".

От себя добавлю, что у козака могло не быть штанов - совершенно не зазорно, но шапка была обязательно. Например, в сказке, когда ведьма превратила казака в волка, за то, что он подглядывал, когда она купалась, он остался в шапке. Все ценные письма зашивались обязательно в шапку, ибо не слетит голова - останется и шапка.

Комментарий от Елены: По поводу Запорожской сечи согласна, воевали только мужчины, но раз есть казак, то есть и жинка, то бишь казачка... А уж что касается переселения на Кубань, то тут вы и вовсе неправы, обозвав кубанских казаков - донскими. Запорожские казаки - прямые предки кубанских, тогда как донские имеют другие корни. Но это уже другая история!

Одежда и вооружение запорожских казаков

Из книги Дм. Яворницкого "История запорожских казаков" (перевод - Kurkuma).

Одежда Запорожских казаков изначально была чересчур проста. В начале своего исторического существования запорожские казаки не могли основательно даже думать о том, чтобы заниматься своей внешностью и наряжаться в дорогие одежды, казак и злыдни (нищета) тогда были синонимами. К тому времени вполне можно отнести слова украинской песни - "сидит казак на могиле и штаны латает", или слова казацкого стиха (наверное, поговорки) "казак - душа правдивая - сорочки (рубахи) не имеет". Гоняясь за дичью бескрайней степью, глубокими балками, непролазными лесными чащами, проводя ночи преимущественно под открытым небом, высиживаю по нескольку часов в топком болоте и густых камышах, запорожцы были больше похожи на нищих голодранцев, нежели на "славных рыцарей", имя которых уже в ранее время их существования гремело в Европе. Да и в поздний период запорожской истории, когда у казаков у же вошли в силу определенные обычаи и определённый костюм, много кто из них, в силу разных случаев на войне или у себя дома, из-за бедности и нищеты, а иногда даже из-за особого желания шикануть нищенским убранством, часто одевался слишком просто. Бывало, побреет себе запорожец голову, заправит себе оселедец (чуб) за ухо, перевяжется тряпкой, натянет на себя опанчу (поищу что это, если надо), обует тапки из свиной кожи, и так себе и ходит, а другой поймает козу (видимо косуля имеется ввиду, у нас ее дикой козой называют), выделает очистит кожу от шерсти, оденется в нее, обует постолы (обувь из куска кожи, на западной Украине весьма замысловатая, но казаки вряд ли заморачивались на красоте) из шкуры вершковой толщины, а длиной в две четверти, да и болтается по степи.

О поясах:

Южная Киевщина

Когда казаку надо было опоясаться, он привяжет пояс шнурочком к гвоздю (видимо, в стене ☺ да и поворачивается, так весь пояс на себя и намотает (жаль не указано сколько метров, я думаю, метров 5, не меньше). Потом шнурки завяжет либо сзади, либо на боку, а позолоченные концы оставит спереди, на животе, да так и ходит, как настоящий рыцарь (типа щёголь☺). 

Пояса были разных цветов: зелёные, красные, голубые, коричневые. Кроме длинных поясов запорожцы носили и короткие, сделанные из кожи или из волос, сзади к ним цепляли кисточки, а спереди крючки, пряжки, ремни для кинжалов, сабель и трубок (курительных).

Характеристика запорожского казака:

Как по внешнему виду, так и по внутренним качествам запорожскиее казаки в общем были характерными типами своего народа и своего времени. По описаниям современников, они преимущественно были среднего роста, плечистые, статные, крепкие, сильные, на лицо полные, округлые, а от летней жары и степного воздуха смуглые. С длинными усами на верхней губе, с роскошным чубом на темени, в смушевой (каракулевой) островерхой шапке, вечно с трубкой в зубах, настоящий запорожец всегда смотрел как-то угрюмо, исподлобья, посторонних встречал сначала неприветливо, весьма неохотно отвечал на вопросы, но потом постепенно оттаивал, лицо его во время беседы постепенно веселело, живые проникновенные глаза светились огнем, и весь его стан дышал мужеством, молодецкой удалью, заразительной весёлостью и неповторимым юмором.

Костюм Полтавщины (мужской костюм здесь - не казак).

костюм похож, только на фото Makosh и на этом фото... украинский национальный костюм...

Запорожские развлечения. Гравюра Т. Калинского. 70-е годы Xviii в.

Запорізький козак при повному озброєнні. Гравюра ХІХ ст.
Запорожский казак при полном вооружении. Гравюра ХІХ ст.

Свадебный костюм, Полтавщина северная

Свадебный костюм, Херсонщина (конец 19, нач. 20-го века)

Центральная и Южная Киевщина

Днепропетровская область. Конец XIX - начало XX в.
Женский костюм
Характерным для корсеток и юпок на Днепропетровщине в то время был четырехугольный вырез горловины - «каре». Юбка из блестящей ткани. Полы, низ рукавов и вырез горловины обшиты черным плисом и цветными нитками. Плахта цельная, «неотложная». Орнамент «медвежьи лапы» из разноцветных шерстяных ниток с преимуществом красно-белых и желто-зеленого цветов создает ритмический рисунок. Белый полотняный передник украшен вышивкой. Суженный по бокам красно-серебристый шелковый «капор» часто носили без платка. Зелено-черные сапоги - «бархатцы» с каблуками и медными подковками на высоких «пробках». Украшения: ожерелье с дукатами, кольца и серьги.
Мужской костюм
Полотняная «лоцманская» рубашка с широкими рукавами в две полки. Нашивная манишка и стоячий воротник, завязанный красной лентой, расшиты красно-черными нитями. Украшен вышивкой также низ рукавов. Рубашка заправлена в широкие пестрые штаны «надднепрянского» покроя, опоясанные широким красным вязаным поясом с кистями. Свитка белая из домотканого сукна со стоячим воротником. Головной убор - серая барашковая шапка цилиндрической формы.

Полтавская область. Конец XIX - начало XX в.
Девичий костюм
Рубашка из домотканого полотна с полочками, вышитая цветами красно-черного цвета. Керсетка длинная, «в складку», с высокой талией, украшенная тесьмой и плисом. Длинная юбка из полушерстяной фабричной ткани с нашитыми по подолу лентами из плиса. Венок высокий, так называемый «чубатый», с привязанными к нему цветными лентами. Ожерелье красное, с дукатами. Черные кожаные ботинки на высоких каблуках.
Женский костюм
Рубашка из домотканого полотна. Рукава и полочки вышиты льняными нитками серого или белого цветов. На месте соединения рукавов с уставками рукав собирался в сборочку -«пухлик». Корсетка
сшита из ситца в цветочек. Полы безрукавки обшиты плисом, по линии талии нашиты красные пуговицы. Плахта с запахом - «с крыльями», шерстяная, с мелким рисунком в квадратах. Цвет квадратов преимущественно зеленовато-синий и красный. Полотняный фартук украшен мережкой.
Головной убор - «намитка» из тонкой белой ткани повязан на мягкий чепец. Орнаментированные сафьяновые сапоги желто-коричневого цвета.

Куклы в народных костюмах №86. Костюм запорожских казаков, анонс номера.

Яркая, нарядная, я сделала ее еще наряднее - это не финальный вариант: жду бандероль, что бы сделать как надо...

Мои украинцы

Куклы в народных костюмах №86. Костюм запорожских казаков, журнал и фарфоровая кукла.

Все страницы номера.

Описание костюма и эскиз куклы.

Анонс. Нанайский костюм.

Подробнее юбка и фартук куклы.

Под фартуком - распашная юбка.

Сапожки куклы.

Портреты 4-х кукол коллекции.

  • Описание костюма и эскиз куклы.

    admin
  • Добавила фото куклы и журнал в статью.

    admin
  • Большое спасибо за журнал, очень интересно почитать, так как куклу так и не купила. Вот жалко про некрасовскую казачку так журнальчик никто и не выложил, наверно мало тех кто купил или просто у людей времени нет, все-таки лето наступило.

    Гость (Ирина)
  • Да, некрасовскую я тоже пропустила... Думала купить, а что-то не сложилось.

    admin