Фото новых шлифов и аншлифов минералов и горных пород, часть 10

Раздел 10. Фотографии шлифов и аншлифов - продолжение. Все предыдущие статьи смотрите здесь.


Фото 1. Пятнышко зелёного селадонита (в обломке)  в туфе.

                                  


Фото 2. Зональный пироксен с серыми цветами интерференции (справа)


Фото 3. Интенсивно окрашенный вкрапленник баркевикита  (наблюдается зональность) в  шонкинит- порфире.


            

Фото 4.  Структура "песочных часов" в пироксене. Почти в центре шлифа  видно коричневое зёрнышко с более тёмной внутренней частью и светло- коричневатыми дугообразными краями. Встречается достаточно редко. (справа)


Фото 5. Кирпично-красный поликраз (группа эвксенита - формула - (Y,U)(Ti,Nb)2O6. Николи  + (слева)

Фото 6. Поликраз (при одном николе (справа)





Фото 7. Гюбнерит.



Фото 7. Аншлиф №О-11;   В центре- округлое зерно хромита, окружено "короной" из магнетита. Рядом такого же цвета частично  огранённые зёрна магнетита. Всё это погружено в тончайшее,  ажурное "симплектитовидное" срастание  из оливина и амфибола.  Беленькие кристаллики -галенит. Основная масса (оливин с амфиболом  - оба бесцветные) определены на эл. микроскопе:  ни в шлифе, ни в аншлифе  даже при 1000- кратном увеличении  срастания не видно.


Фото 7А; Аншлиф №О-11;  Другой участок аншлифа. Крупное зерно-  халькозин- борнитового состава. В нём (цифра 3) клинышек серебра. Вокруг медьсодержащего зерна каёмка из магнетита; беленький - галенит, - тёмный -амфибол (5); 8- оливин. Здесь ещё более отчётливее видны тончайшие срастания оливина с амфиболом  - вмещающая матрица.    В медьсодержащих крупных кристаллах часто наблюдаются каплевидные выделения меди.    Порода очень тяжёлая, чёрного цвета - много магнетита, похожа на руду.   Судя по составу основной массы- это   ультраосновной вулканит (ферропикрит?). Создаётся впечатление, что порода из зоны закалки (присутствуют полустекловатые участки, зачаточная, скелетная, дендритовидная кристаллизация вещества).   Порода попала ко мне случайно - не знаю откуда.  Если  кому -то знакомы такие образования - то подскажите.  Смущает - оруденение.


Фото 7Б; Аншлиф №О-11;  Третий участок аншлифа.  Крупное зерно халькозина с борнитом (видна неоднородность в составе) содержит капельку меди самородной (1).   Беленькая оторочка - галенит. Круглые зёрнышки- (4) ковеллин. В районе цифры (5)  срастание оливина (5) с более светлым амфиболом - микроточечное, параллельно- струйчатое; возле цифры (4) - параллельно - пластинчатое.  Магнетит присутствует ещё и в  виде красивейших и тончайших "ёлочек", "снежинок", невероятно тонких  узоров. Снимки сделаны на электронном микроскопе, поэтому видно и тончайшее строение и чёткие контуры минералов. 



Фото 8. Аншлиф с концентрически-зональными окислами Fe. Зональность видна благодаря разным оттенкам в сером цвете. Это обусловлено, обычно, разным содержанием  железа в микрозонках.   Такие окислы железа образуются по кристаллам пирита. Если хорошо приглядеться - можно увидеть   крошечные остатки от пирита (слабо - желтоватые).





Фото 9. Шлиф. Через всё поле шлифа проходит неровная полоса, сложенная пластинами фуксита, окрашенного в заметный зеленоватый цвет. Именно такой цвет характерен для данной слюды.  Справа - ближе к краю присутствуют скопления рутила - одно из них похоже на звёздочку с  разновеликими лучиками.


Фото 10; Шлиф №208; Квадратное зерно ставролита,  частично замещённое тончайшей слюдкой.  Химически минерал очень стойкий и такое замещение в шлифе довольно редкое.  Видно, что первичный  квадратный контур  зерна ещё сохранился, но один угол кристалла   превращён в слюдку.  

Фото 10А; Шлиф № 208; При скрещенных николях реликтовый фрагмент зерна (в центре снимка) имеет высочайший рельеф, а слюда развивается не только по угловой части ставролита, но и тонкой каёмкой замещает минерал по периферии.  Минерал в шлифе очень похож на эпидот - имеет такую же золотисто- жёлтую, светло - канареечно- жёлтую окраску, но эпидот не такой высоко рельефный, Зёрна ставролита, обычно, рассечены грубыми трещинами.


Фото 11. Шлиф №8543;4/1_4.   В шлифе (внизу справа)  три ярко окрашенных минерала -  слева розовато- малиновый дельхайелит втискивается в промежуток  между оранжевым лампрофиллитом и зелёным эгирином.  Состав дельхайелита   

 (по электронке) Si45,91% Al  6,07%  Ca14, 24% Na6,34% K21,14% Cl3,94% F3,52%. Дельхайелит включает небольшой  прямоугольник нефелина.



Фото 11А. Шлиф 8543;4/1_4. Другой участок.  Бесцветный нефелин с включениями шестоватого  лампрофиллита, эгирином. Удлинённые, трещиноватые тёмно-вишнёвые зёрна, похоже, энигматит. Зелёный - эгирин. Фото слева.



Фото 11Б; Шлиф №8543; 4/1_4.  На фото - внизу розовато- малиновый дельхайелит. Справа (вверху) скопление  радиально- лучистых пучков карбоната ( скорее всего - стронцианит).

     


Фото 12.  Шлиф №5722; 3/1_1; Гиббсит. Состав Аl2O3 -57,63%.

М-ние Вишнёвые Горы.


Фото 13; Шлиф №55; Порода интересна тем, что здесь  первичный, породообразующий темноцветный минерал нацело замещён буроватым, непрозрачным веществом (до псевдоморфоз).  Судя по хорошо сохранившимся  контурам  псевдоморфоз,  первичный минерал    относился к роговой обманке.


Фото  14. Шлиф № 3/3_1-1; Лучистый, зелёный эгирин среди  волластонита. Грязные пятна вокруг - сильно пелитизированный калишпат. 

В данной породе длинные призмы волластонита сильно замещены кальцитом; волластонит может образоваться и за счёт кальцита  при наличии кремния. При шлифовке целостность породы сильно нарушена - много дыр.



Фото 15. Шлиф 8827;  №3/3_1;   Пучки, тонкие призмочки лоренцита в бальзаме (крошка) -внизу.


Фото 15А. Шлиф №8827 3/3_1;  Серый лоренцит с остатками оранжевого лампрофиллита (фото справа) и  кремовыми  выделениями стронцианита (верхний, левый угол)



Фото 15Б; Шлиф 8827; 3/3_1; Лоренцит в лучистых пучках  (внизу) и  в коричневатой основной  массе с пятнами реликтового, полуразложенного лампрофиллита.   Минерал не очень красивый,  но встречается нечасто;  образовался по лампрофиллиту.  Формула лоренцита - Na2Ti2Si2O. Состав по электронке  - Si 33,72% Ti45,96% Na 15,76% K 0, 25% Стронцианит - Sr 53% Ca 4,13% Ba 8,49%. Хибины, г. Юкспорр.



Фото 16;  Шлиф № Нор-6; В шлифе  - минерал с яркими цветами интерференции - норбергит; кремовый -  карбонат.  К краешку норбергита приросло скопление из голубоватых пластинок серпентина.  (почти в центре). 




Фото 16А; Шлиф №Нор-6.  Другой участок. Норбергит  (наверху) окружает зерно сульфида - чёрный.  Справа, срастается с пластиной слюды.    Формула минерала -Mg3(SiO4)(F, OH)2. Образец из Калерии; Питкяранта.

 Фото 17; Аншлиф №502; Через всю плоскость фото проходит длинная пластина графита, которая окрашена в светло - коричневатый цвет: именно такая окраска и характерна для данного минерала. Чуть повыше наблюдаются мелкие чешуйки графита.  Графит  по пластинчатым формам похож на молибденит, но  последний в аншлифе чисто- белый и если минерал не слишком крупный, то его можно принять за гематит (такой же белый).  


Фото 18; Аншлиф№ 503; Пучок  белого молибденита между двумя кристаллами пирита. Острые концы пучка изогнуты и более тёмные (скорее всего,  из - начавшегося разложения). Зерно пирита, расположенного внизу - разбито грубыми трещинами, которые залечены серыми окислами железа.


 Фото 19. Аншлиф № 505;   Неправильная псевдоморфоза  по пирротину.  Кристалл - зонально - нацело замещён вторичными минералами. Центральная часть разрушается до грязно- зеленовато- серых рыхлых пятен ( которые частично вытираются при шлифовке).  Затем идёт зона из пластинчатого марказита и  периферийные участки (каёмки)  переходят в пирит.  Пирит и марказит при эл. исследовании  обнаруживают один и тот же состав, но пирит изотропный (при скрещенных николях чёрный), марказит же различается по сильной анизотропии (до  тёмно- фиолетовых тонов - при скрещенных николях). Однако при одном николе оба минерала - светло- бело- жёлтые. От мелких кристалликов остаются только пиритовые каёмки - центральная часть выщерблена (рядом с крупной псевдоморфозой). Иногда в центральной  части может уцелеть фрагмент пирротина,  и тогда он выделяется своим нежно- розовым цветом, сильной анизотропией и заметным двуотражением.    


  Фото20; Аншлиф 005; Густо - травяно- зелёная шпинель ( в срастании с магнетитом). (справа). По составу -FeO -34,30% - шпинель относится к "плеонасту" . 


Фото 20А; Аншлиф 005; ксеноморфная густо -зелёная шпинель. 





Фото 21; Шлиф № 7411; Паркетоподобное угасание пренита  - минерал гаснет разновеликими прямоугольниками(отличительная особенность минерала -  в шлифе похож на эпидот, но у эпидота нет такого угасания),  (справа)

 Фото 22. Аншлиф № 33-1; Жёлтый  халькопирит значительно замещён  зональными, вторичными минералами.    По периферии  реликтов сульфида формируется  тонкая оторочка из голубоватого ковеллина; далее формируются серые,  разной толщины пересекающиеся, ветвящиеся жгуты из окислов Fe, куприта, (слева).




Фото 23. Шлиф №3292. Обсидиан "снежный".   Образец - чёрная матрица содержит  светло - серые  скопления серого цвета. В шлифе (при одном николе) на светлом фоне "снежинки" выглядят округлыми единичными или сросшимися, красновато - коричневыми  глобулями. Основная масса сильно насыщена кристаллитими (зародышевая кристаллизация стекла). Если основная масса изотропная (при +николях), то "глобули" слабо раскристаллизованы и, похоже, имеют калишпатовый состав (проверю окрашиванием).



Фото 23А. Шлиф 3292. Обсидиан "снежный". Николи +.   Часто в центре "глобуля" находится зародыш в виде кристалла полевого шпата, сростка  микрографический сросток из калишпата и кварца. В стекле наблюдаются редкие квадратики калишпата, плагиоклаз или круглые сферолиты калишпат - кварцевого состава. Всё это мелкое. На фото - светлые пятна. в "глобулях" и чёрном стекле.

Из коллекции Де Агостини № образца - 106.


Фото 24. Шлиф №Б-1; Бирюза с кварцевым сростком, рудными минералами (пирит, магнетит?) -левый край, крупные зёрна. Образец - сложен насыщенно-бирюзовыми округлыми выделениями.  В шлифе бирюза представлена   войлокоподобной массой с серыми, белыми цветами интерференции,  Цвет бирюзы в шлифе никак  не обнаруживается, хотя визуально шлиф имеет слабо голубоватую окраску. 



Фото 25. Шлиф №5/53; Оолитовый фосфорит. При одном николе видна зональность оолитов. При скрещенных николях оолиты, практически изотропные и "сцементированы" тонким халцедоном.


Фото 25. Шлиф №5/53А. Оолитовый фосфорит. Николи +. Оолиты почти изотропные. Цемент  - микрозернистый. Иногда присутствует карбонат (как цемент). 




Фото26.

Фото 26; Фото 26А; Фото 26Б - Шлиф № 31(образец 31 -"опал". Коллекция Де Агостини. Порода оказалась интересной, но состоит  преимущественно  из лучистого халцедона, растущего  среди крупных упаковок, сложенных  светло- буроватыми, волокнистыми скоплениям глинистого? полуизотропного минерала.  Волокна в каждой упаковке строго параллельны друг другу, но каждая из них имеет свою направленность.  Часто упаковки расщеплены халцедоном на фрагменты, вклинивающегося между волокон.

При  одном николе видны тонкие, тёмные, замкнутые,   изогнутые линии (Фото 26А), внутри которых  халцедон образует зональные инкрустации. Иногда   халцедон нарастает на монокристалл кварца, повторяя зонально  его контур. Фото 26.


Фото 26А.




Фото 26Б. На фото 26Б - наблюдаются участки халцедона  с метельчатым, радиально - лучистым строением.


Фото 27; Шлиф 4104. Образец из коллекции Де Агостини №91 "Роговая обманка ЮАР"  На самом деле - это щелочной амфибол, который распределён по кварц - калишпатовой основной массе крупными (до 3,5мм), скелетными (сильно насыщены лейкоминералами -до 0,01-0,15мм) кристаллами. Такие же образцы продаются в интернет - магазинах как "Яшма далматиновая  ЮАР" Почему "Яшма" ? Где - то видела ещё одно название "Диорит"

В шлифе амфибол выглядит тёмным, округлым пятном, нашпигованным мелкими зёрнышками кварца и калишпата. Основная масса сложена  таким же мелким калишпатом и кварцем. Фото 27 и Фото 27А - один и тот же участок, но разном повороте столика. Видно, что амфибол имеет коричневато-красноватую и тёмную (в шлифе густо- синюю) окраску.



                                                                Фото 27А.

                                               

Фото 27Б. Николи +. Слева видна часть зерна амфибола (тёмное пятно)





Фото 28. Шлиф №63; Образец из коллекции Де Агостини 63 -пемза. Стекло имеет волосовидное строение, в котором наблюдаются вытянутые "микро-столбчатые" включения, "канальчики" газа. Волокна  стекла могут быть параллельными;    расходятся  пучками,  меняют направление на противоположное. Фото сделано при ll николях. При скрещенных николях волокна изотропные.



Фото 28А. Шлиф №63. Пемза. Коллекция Де Агостини.   Другой участок шлифа.







Фото 29. Шлиф 3/43; Горючий сланец с органикой. Основная масса сложена  оранжево - бурым, практически изотропным веществом, содержащем сгустки растительной  органики? Примечательна крупная,  хорошо сохранившаяся  фауна.



Фото 29А; Шлиф 3/43А. Горючий сланец с органикой. 






Фото 30. Шлиф №8157. Пинолит, Австрия.  Порода сложена карбонатом, который представлен скоплениями удлинённых, линзовидных образований (похожие на рисовые зёрна), отделённые друг от друга   выделениями  углеродистого  вещества. В шлифе углеродистое вещество чёрное, тонкодисперсное, содержит немного серицита, а также мелкие обломки самого карбоната.

  • Такие красивые образцы, и такие незнакомые названия... ни одного из первых семи, показанных в статье, не знаю. Но какие же красивые "природные картины"!

    admin
  • ооочень красиво !

    Гость
  • Природа творит чудеса.

    Гость
  • Какая красота!

    Тюльпан
  • Ну и замечательно, что Всем интересно и нравится.

    Антонина48
  • Даже не представляю, как вы это так фоткаете, но результат поразительный! Спасибо!

    Гость
  • Через микроскоп-шлиф лежит на столике микроскопа, выбираю самое красивое местечко, интересный фрагмент, ставлю подходящее увеличение (от 50-кратного и до 1000-кратного). Ещё нужно подобрать фотоаппарат так, чтобы совпадали диаметр окуляра микроскопа и диаметр объектива фотоаппарата - иначе ничего не выйдет. Аншлифы фотаю уже на другом микроскопе и другим фотоаппаратом.

    Антонина48
  • А самое главное - уметь делать эти самые шлифы...

    admin
  • Наверное целыми днями можно сидеть и рассматривать, так красиво!

    Гость (Ольга)
  • Выбираешь всё самое красивое или интересное-но остаётся ещё много что бы хотелось сфотать! Шлифы делают профессионалы, которые пальцами чувствуют толщину шлифа - это не всем дано. Некоторые учатся годами, но потом всё равно уходят - не получается.

    Антонина48
  • Как на монетном дворе... или в ювелирке. Помимо желания и умения, ещё и особые способности нужны.

    admin
  • Рассматриваю новые фото, спасибо! Очень красиво!

    admin
  • Сидеть и перерисовывать в красках. Красиво!

    Гость