Что и как рисовать акварелью?

Акварель популярна во всем мире уже несколько столетий. Те, кто любит работать этими удивительными прозрачными красками, согласятся с тем, что они сочетают в себе простоту использования и невероятные возможности. Акварель может быть прозрачно-яркой и приглушенно-многослойной, с ее помощью можно добиться удивительной легкости и в то же время глубины изображения. Другой плюс — доступность красок и прочих необходимых материалов. 

Если вы решили попробовать акварель, здесь мы собрали информацию о материалах и примеры работ для вдохновения.

Самоучитель по акварели

Рекомендации из книги Самоучитель по рисованию акварелью.

Сначала поговорим о кистях.

Для рисования акварелью необходимы кисти. Они должны быть мягкими, легко набирать воду и также легко отдавать ее бумаге. Такими свойствами обладают кисти из синтетического волоса, а также из волоса белки, пони и колонка.

При выборе кисти стоит обратить внимание на ее упругость — слишком мягкой кистью будет сложно рисовать. Для некоторых художественных приемов подходят жесткие кисти из щетины и даже хозяйственные для окраски окон.

После окончания работы кисти необходимо промывать и отжимать, стараясь придать волосяному пучку правильную форму. Хранят кисти в пенале, но так, чтобы волос не касался и тем более не упирался в стенку пенала. Во время работы удобно хранить кисти в стакане, волосяным пучком вверх. В банке с водой кисть надолго не оставляют, поскольку это приводит к ее порче. Волосяной пучок загибается, что очень мешает во время работы. Древко в воде разбухает, расширяя цоколь. После высыхания кисти цоколь спадает с древка, чаще всего в самый неподходящий момент.

Кроме толстых и тонких кистей, бывают еще плоские и круглые. Цоколь у круглой кисти формирует круглый в сечении волосяной пучок. Цоколь у плоской кисти сплюснут и волос образует лопаточку. Форма края лопаточки может быть плоской и закругленной («кошачий язык»).

ПАЛИТРЫ

Палитра может быть специальной пластиковой, но за неимением се стоит воспользоваться и белой фарфоровой тарелкой. На палитру удобно выдавить краски из тюбиков. В этом случае смывать краски после работы необязательно. Следы красок, оставшиеся после мытья палитры, можно убрать с помощью жидких моющих средств.

Палитрой может служить и кусок бумаги, например черновика.


ГУБКА

Отличный инструмент для нанесения или, наоборот, сбора воды. Также губкой можно пользоваться как штампом.

ЕМКОСТЬ ДЛЯ ВОДЫ

Поскольку рисование акварелью — фактически рисование подкрашенной водой, то емкость должна быть большой. Чем больше емкость, тем реже придется менять воду. Некоторые художники используют большое ведро, которое стоит на полу.

Лучше иметь две банки с водой: одна для отмывания кисти, другая для добавления в краски.

ТРЯПОЧКА ДЛЯ ПРОТИРКИ КИСТЕЙ

Это может быть как чистая ветошь, так и кусок мягкой хлопковой ткани или нетканого полотна. В любом случае ее предназначение — хорошо впитывать воду.


Полный курс по рисованию акварелью

Выдержки из книги Полный курс по рисованию акварелью.

Итак, вы хотите заняться живописью! И выбрали акварель. Ну что ж, вы выбрали не самый простой материал, но это краски, способные максимально передать свет и сияние и требующие минимальных затрат времени. У акварели есть и другие преимущества — для нее не требуется громоздкого оборудования, как для других материалов, она не слишком пачкается и не пахнет.

Если вы уже определились с выбором, давайте рассмотрим возможности добиться успеха при работе с этим прекрасным материалом. 

Существует множество приемов живописи акварелью.

Самое главное, помимо определения количества воды, которое следует использовать при работе, выбора оттенка цвета и смешивания красок — постарайтесь заполнить свои картины интересными формами. Правильно выбранные формы — основа прекрасных картин.

Итак, берите кисти и начнем.

МАТЕРИАЛЫ

Магазины для художников похожи на пещеры Аладдина — там вы увидите множество типов красок, бумаги, кистей и т. д. Новичок наверняка будет ошеломлен увиденным. Еще сложнее то, что у разных производителей один и тот же продукт имеет разное название. Например, холодный синий цвет может называться Винзорским синим, насыщенным синим, голубым ФЦ и даже «синим Джо». Вам будет трудно в этом разобраться.


КРАСКИ

Акварельные краски бывают профессиональные и ученические. Я рекомендую вам начать с ученических красок, а затем, позднее, перейти на более дорогие профессиональные. Оба вида продаются в кюветах и в тубах. Краски в тубах позволяют добиться эффектов, которые крайне сложно создать при помощи сухих красок в кюветах. Тем не менее кюветы с краской имеют то преимущество, что они портативны и более удобны в использовании. 

Не поддавайтесь искушению купить более дешевые краски неизвестных производителей, так как подобное приобретение может оказаться не столь выгодным, как вам казалось!


КИСТИ

Существует огромное разнообразие кистей, предназначенных для акварелистов. У вас может возникнуть соблазн купить множество кистей, каждая для своего конкретного применения. Вы можете обойтись всего несколькими кистями, так как каждая кисть может выполнять различные функции.

  • Кисти из собольего волоса (колонковые) удерживают большое количество воды, а также отдают ее с контролируемой скоростью. Они очень долговечны, но и стоят довольно дорого.
  • Синтетические кисти намного дешевле колонковых. Они очень износостойкие, но не позволят вам так же легко управлять количеством отдаваемой бумаге воды.
  • Кисти из смеси синтетических и соболиных волос — разумный компромисс. Они не слишком дороги и при этом хорошо удерживают и отдают краску.
  • Другой вариант кистей из натурального волоса — кисти из волосков пони и козы, которые полезны для нанесения краски на большие пространства. 
  • Беличьи кисти (самые мягкие из всех) прекрасно подходят для лессировки.
  • Щетинные кисти обычно используются для работы с масляными красками, они хороши для удаления ошибочно нанесенной краски и смягчения границ. Они также удерживают большое количество пигмента с небольшим количеством воды и позволяют выполнять яркие мазки густой краской.

Я использую плоскую кисть из смеси соболиных и нейлоновых волокон шириной 25 мм, нейлоновую плоскую кисть шириной 13 мм, круглую колонковую кисть No 8 и кисть с длинным ворсом No 3 из смеси соболиных и нейлоновых волосков. Я также использую щетинную кисть шириной 25 мм для разбрызгивания краски.


ПАЛИТРЫ

Существует огромное разнообразие палитр, от большой студийной до небольших портативных, на некоторых имеются пустые емкости для заполнения красками из туб, а в другие можно поместить кюветы с красками. Помимо места для красок, акварельные палитры должны иметь зону для смешивания красок с четко регулируемым количеством воды, а также несколько емкостей для смешивания растворенных красок. 

Одна из проблем, связанных с применением красок из туб, заключается в том, что неиспользованная краска засыхает. У некоторых палитр имеется крышка, которая, в сочетании с влажной губкой, помогает сохранить неиспользованные краски влажными.


БУМАГА И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для рисования нужно использовать правильную акварельную бумагу. Не пытайтесь сэкономить и рисовать, скажем, на офисной бумаге для принтеров — вы никогда не получите достойный результат. 

Акварельная бумага делается из хлопка или из древесной целлюлозы, она также бывает разной толщины (или массы), фактуры и размера. Вам необходима бумага, которая сможет удержать пигменты красок на своей поверхности.

Помните — человек, который никогда не ошибался, никогда ничего не делал!

На хлопковой бумаге получаются великолепные цветные мазки, потому что этот материал отлично впитывает краску. Бумага из древесной целлюлозы дешевле, но, на мой взгляд, она сильнее впитывает воду, чем хлопковая. Начинающим лучше использовать бумагу из целлюлозы, с которой вы легко можете стереть свои ошибочные мазки. 

В конечном итоге вы сами выберете тип бумаги, который вам больше нравится.

РАЗМЕР ЛИСТА

Размеры листа бумаги измеряются в метрических единицах. В продаже есть бумага размерами A1, A2, A3, или 50x70 cм, 56x76 cм, 50x65 cм. Можно также сразу купить рулон акварельной бумаги длиной 10 м. Естественно, эти размеры используются редко, только для особых работ. Вы также можете купить листы бумаги меньшего размера, которые обычно продаются объединенными в блоки или альбомы. Последние состоят из нескольких листов бумаги, склеенных по краю, которые образуют твердый корешок. Такой альбом идеально подходит для рисования, а небольшой просвет между проклеенными листами позволяет легко отделять листы от альбома с помощью ножа для бумаги. 

Итак, вы можете либо купить большие листы и разрезать их на куски того размера, который вам нужен, либо купить альбом или пачку акварельной бумаги.

ПЛОТНОСТЬ БУМАГИ

Плотность бумаги измеряется в граммах на квадратный метр (gsm), но порой плотность указывается в фунтах (lb). Если вы купите более плотную бумагу, меньше вероятность того, что она покоробится при намокании, к тому же она будет удерживать больше воды. Для начала стоит покупать бумагу плотностью 300 г/м 2.

ТЕКСТУРА ПОВЕРХНОСТИ

Существует три основных типа текстуры поверхности: бумага горячего прессования (HP), она имеет гладкую поверхность; бумага холодного прессования (NOT, то есть НЕ горячего прессования), ее поверхность средняя по шероховатости между HP и грубой бумагой, название которой говорит само за себя.

Примеры всех трех типов поверхности, на каждом нанесен одинаковый мазок кисти:


ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О РИСОВАНИИ И ЖИВОПИСИ

  • Рисованием вообще называют искусство изображать видимые нами предметы на бумаге в линиях и тенях карандашом.
  • Живописью называют искусство изображать эти предметы красками.
  • Живопись масляными красками называют письмом. 
  • Изображение предметов акварельными красками называют рисованием. 

Рекомендуем обратить внимание на серию "Ты - художник!".

  • Для тех, кто решил попробовать себя как акварелист...

    admin
  • Рисунки в конце потрясающие, так красиво, очень!

    Гость
  • Акварелью рисовать не очень легко но если научиться, такие картины будут!

    Гость
  • Мы недавно стали в кружок по рисованию ходить, и очень нравится!

    Гость
  • спасибо

    Гость