Куклы в народных костюмах 54

Праздничный костюм Саратовской губернии

Куклы в народных костюмах №54 - Праздничный костюм Саратовской губернии. В России номер выходит 6 февраля 2014 года. Кукла вышла.

Статья о серии - Куклы в народных костюмах.

Русский национальный костюм – летопись исторического развития и художественного творчества народа. Из огромного разнообразия русской женской одежды можно выделить два основных типа: поневный комплекс одежды и сарафанный.

В журнале сказано, что данный поневный костюм встречался в западных уездах, Сердобском и Балашовском.

Фото куклы

Куклы в народных костюмах №54 - Праздничный костюм Саратовской губернии. Пояс из разноцветных шерстяных нитей с кистями на концах.

Юбка куклы под фартуком. Куклы в народных костюмах №54. На рукавах рубахи у манжет делали сборки, что придавало рукавам пышность.

Со спинки, 54 номер журнала. Праздничный костюм Саратовской губернии. Поневу шили из черной шерстяной ткани в крупную белую клетку. По подолу пускали цветную вышивку.

Почти все предметы праздничной женской одежды украшали вышивкой. Рисунком ее мог быть либо геометрический орнамент, либо условное изображение растений, птиц, коней, женской фигуры. Это не просто украшения, а древние языческие символы, игравшие роль оберегов, чтобы ограждать от влияния злых сил и притягивать добрые. Ромб — символ земли, плодородия, дерево — жизни, а две птицы, глядевшие друг на друга, сулили молодым любовь и семейное счастье.

Сарафанный комплекс составляли: сарафан, рубаха, головной убор - кокошник, пояс, душегрея, украшения, обувь.

Основной частью женского костюма до начала 20-го века была длинная рубаха.

В зависимости от покроя, выделялось несколько типов рубах. Общеизвестным типом является рубаха с плечевыми вставками поликами, пришитыми по основе или утку ткани, и косыми трапециевидными. Рубаха с прямыми поликами связана, в основном с сарафанным комплексом, а с косыми – с поневным.

Куклы в народных костюмах 54, в упаковке. Праздничный костюм Саратовской губернии.

Поскольку губерния была значительно моложе других территорий России, ее народный костюм попросту не успел сформироваться. С древнейших времен Среднее Поволжье являлось пограничной территорией, где встречались различные по происхождению этнические группы. Рядом селились и жили русские, чуваши, татары, мордва, немцы, калмыки, украинцы, башкиры, евреи – более сотни национальностей! Разные культуры, быт, традиции, религии, языки, формы хозяйствования – всё это нашло отражение в народном костюме края. А также страшный голод начала века сыграл свою роль - подлинных костюмов сохранилось мало.

Прообраз костюма, который мог бытовать в регионе в первой половине XIX столетия, за полвека до появления, так называемой "фабричной" двойки - это длиннополая рубаха с чередующимися белыми и красными вставками, вышивка геометрическим узором (похоже на костюм Пензенского уезда). Носили и юбки-понёвы - клетчатые, из пестряди. Коричнево-бордовые поневы часто встречались в Самарской губернии, так как местные жители часто красили ткань с помощью коры дуба (в краю было много дубовых рощ), которая придаёт ткани такой характерный цвет.

Куклы в народных костюмах 54 - Праздничный костюм Саратовской губернии, анонс.

Юбки часто шили с характерной чёрной вставкой, имитирующей передник. Носили карманы-"лакомки".

Пояс-кушак дополняет костюм. На голове куклы – платок, повязанный назад, как у татарок и мордовок. Также присутствовала в костюме налобная повязка – один из главных элементов головного убора, она могла быть украшена бисером. Одежду украшали вязаным кружевом, оно было в почёте.

Любимые украшения жительниц Саратовской губернии - это украшения серебряной и медной ковки, с цветными камнями, а также дутые стеклянные бусы, ведь в Самаре не было жемчуга и янтаря. Носили и тканые гайтаны.

Отзывы:

Сообщение от Makosh:

Аутентичность этой версии костюма меня сильно смущает до сих пор. Искала про понёву в Саратовской области: 

Заселение Саратовского Поволжья шло из разных районов России, то в костюме сохранились и северовеликорусские, и южновеликорусские черты. Более распространённым был северовеликорусский костюм. Он включал в себя рубашку - стан из домотканой материи с рукавами. Рукава могли шить из цветного ситца. Богатые женщины делали рукава из шёлковой ткани, украшали вышивкой, кружевами, оборками. Поверх рубахи надевали сарафан. Более ранний сарафан – косоклинный с застёжкой спереди. По застёжке и подолу сарафан обычно обшивался набойкой из ткани другого цвета, часто с рисунками, лентами. На голове женщины носили кокошники – уборы на твёрдой основе самых разнообразных форм.

В некоторых районах бытовал костюм понёвного комплекса. В него входила рубаха, сшитая из домотканого льняного белого холста. Рукава, зауженные к кисти, очень длинные, до 3 метров. Носили их присобранными на предплечье. Иногда ворот и грудь таких рубах вышивали крестом – красным, голубым, жёлтым шёлком. Рубаха носилась с понёвой. Она сшита из четырёх точей: три точи из шерстяной ткани и одно полотенце из хлопчатобумажной ткани синего цвета (прошва, стало быть). Такая понёва называлась глухой. Поверх рубахи и понёвы надевался запон – передник туникообразного типа, сшитый из холста.

Если понёвный комплекс всё - таки и был в Саратове, то запон-то на кукле к нему совсем уж не тот сделан...

Куклы в народных костюмах 54. Праздничный костюм Саратовской губернии

Куклы в костюмах Саратовской и Рязанской губ. Сергиев Посад, Московская губ. Ткань фарфор

С октября 2013 года начнется серийное производство саратовской гармоники. Об этом было сообщено на пресс - конференции, которая состоялась 4 сентября и была посвящена возрождению производства этого музыкального инструмента.

Лидия Андреевна Русланова село Чернавка, Сердобский уезд, Саратовская губерния. Лидия Русланова была одной из самых популярных исполнителей в СССР, а её исполнение русских народных песен считают эталонным.

Картинок совсем мало... Вот дошла до Руслановой))

Заработанные деньги она тратила на коллекционирование картин русских художников, икон, старинной мебели, украшений, фарфора, любила красиво и дорого наряжаться.

АНОНС. Куклы в народных костюмах №54 - Праздничный костюм Саратовской губернии.

Верхняя часть костюма. Куклы в народных костюмах 54 - Праздничный костюм Саратовской губернии, анонс.

Нижняя часть костюма. Куклы в народных костюмах 54 - Праздничный костюм Саратовской губернии, анонс.

Куклы в народных костюмах 54, в упаковке. Праздничный костюм Саратовской губернии.

А Саратовская куколка очень даже ничего

Куклы в народных костюмах №54 - Праздничный костюм Саратовской губернии. Обложка журнала.

Куклы в народных костюмах №54 - Праздничный костюм Саратовской губернии. Начало журнала, далее на фото - скан, все развороты номера.

Описание костюма, Куклы в народных костюмах №54 - Праздничный костюм Саратовской губернии.

Анонс. Куклы в народных костюмах №55. Девичий костюм Астраханской губернии.

Фото куклы. Куклы в народных костюмах №54 - Праздничный костюм Саратовской губернии. Передник богато украшен вышивкой, тканым узором, цветными лентами. Нижний край отделан бахромой из шерстяных или шелковых нитей.

На ногах - красные сапожки. Кукла сбоку. В начале XX века платок вытеснил остальные головные уборы женщин.

На ногах - красные сапожки.

Слева направо - Дамы Эпохи, Куклы в народных костюмах, Куклы в костюмах народов мира. Три серии фарфоровых кукол ДеАгостини, три партворка.

Куклы в народных костюмах, три фарфоровых куклы.

Теперь с доделками...

  • Теперь с доделками...

    Оляля
  • Оляля
  • Оляля
  • Оляля
  • Да - а - а... Она мне раньше без доделок нравилась, а теперь вот не очень. С доделками - просто чудо! Оляля, причёска - настоящее украшение, здорово с новым платком, и многослойность (эх, как же её не хватает!!).

    admin
  • Admin, спасибо! Мне в таких причёсках больше, чем лысый затылок, не нравится зачёс назад... Отсутствие волос под платком не видно, а зачёс не похож на гладкие волосы, далали бы чаще с прямым пробором... Хотела добавить только косу на верх, а потом решила всё оторвать)) А платок легко снялся с фарфора!

    Оляля
  • Я не рискну доделывать, оставлю как есть, но чем дальше, тем больше задумываешься - а не появятся ли со временем, хотя бы через несколько лет, у нас куклы подороже, но доделанные, как вот такие, словно ручные?.. Как бы хотелось именно таких собирать, а не недоделки...

    admin
  • Оляля, здорово и очень аккуратно получилась новая прическа. (под платком как, интересно тоже).

    EVV
  • Оляля, красавица получилась! И платок по цветовой гамме к юбке подходит замечательно! Так гораздо лучше, чем с родным.

    helen
  • EVV, спасибо... Волосы вокруг головы, макушка лысая, чтобы не было лишнего объёма, платок подклеен)) всё, как ДеА научил:)

    Оляля
  • Helen, спасибо, удачно подобралось всё по цвету...

    Оляля
  • Оляля, очень красиво! прическа-то какая! Прекрасная куколка)

    Дакота Ли
  • Девочки, у всех бусы приклеены намертво сзади, или только у меня такие оказались?
    Оляля, ваша причёска вдохновляет! Даже я купила саратовскую куклу, которую не собиралась приобретать...

    Makosh
  • У моей бусы свободно болтаются на шее, всё норовят назад, на спину, перекинуться.

    admin
  • Дакота Ли, Makosh, спасибо... Надо и другим под платочки причёски переделать, а бусы и у моей приклеены, это помогает не двигаться

    Оляля
  • Я не купила. И не жалею!

    Гость (Соня)