Куклы в народных костюмах 32

Азербайджанский девичий костюм

№ 32 коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини - номер выходит в России 4 апреля 2013 - Азербайджанский девичий костюм.

Азербайджанский девичий костюм.

КУКЛА ВЫШЛА! Теперь на журнале написано - Азербайджанский ПРАЗДНИЧНЫЙ костюм.

Кукла в белой рубахе со светло-зелёной кофтой с поясом, малиновая юбка, на голове белый платок. Туфли красные остроносые, с загнутыми носами.


Статья о коллекции здесь - Куклы в народных костюмах. Предыдущий 31 номер здесь (Татарский свадебный костюм).

Фото куклы

На фото - кукла как есть, без доделок.

№ 32 коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини - номер вышел в России 4 апреля 2013 - Азербайджанский девичий костюм.

Юбка из мягкой плотной ткани, понизу - золотистая обшивка-тесьма. Белая рубаха - из х/б ткани, поверх - светло-зелёный кафтан (синтетика), есть пояс с украшением-цветком спереди.

Куклы в народных костюмах 32. Азербайджанский девичий костюм. Фото куклы со спины.

Восточно-кавказские красавицы коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини. 32 номер тоже здесь.

Об азербайджанском костюме

РАЗБОР номера от bobcat.

В процессе подготовки этого текста, я для себя открыла замечательного автора – Оксану Буланову, ее тексты здесь я активно цитирую, встретились они мне на сайте azcongress.ru.

Поскольку территория Азербайджана имеет 9 климатических зон и примерно такое же количество этнических, то, соответственно, и одежда видоизменялась во времени сообразно этим особенностям.
Стилистика и композиция костюма имеют сходные элементы, но каждая этническая зона имеет свою цветовую гамму в одежде. Так, в Лянкяране отдают предпочтение зеленому цвету и всем его оттенкам. Это цвет травы и леса. В Нахчыване – предпочтение отдают коричневым тонам и его оттенкам. Это – цвет земли, глинистых пород. В Карабахе вы можете увидеть в одежде преобладающий красный цвет и его оттенки. В Борчалы предпочитают черные и бордовые тона. В Шеки – яркий зеленый, синий, сиреневый. В Шамахе – темно-синий и коричневый. В Иревани – черный с серебром, золотистый.

Азербайджан никогда не испытывал недостатка в тканях, причем не только привозных, но в основном своих, местных. Многочисленные археологические раскопки показали миру, что предки современных азербайджанцев прекрасно владели искусством шитья и вязания: это доказывают найденные бронзовые игла и спица, датируемые учеными III веком до н.э. О том, как одевались люди тех далеких веков, можно составить представление по терракотовым статуэткам II тысячелетия до н.э., найденным в районе современного Мингечаура. Печатные платы для ткани, относящиеся к V веку до н.э., найденные в катакомбных погребениях около Мингечаура, керамические сосуды в форме туфли, а также остатки шелковых и камковых тканей, найденные при раскопках во дворце Ширваншахов в Баку, неопровержимо доказывают, что еще 4000 лет назад предки современных азербайджанцев обладали высокоразвитой материальной культурой.

Наличие дешевого сырья позволило им великолепно развить искусство ткачества. Так же высоко было развито и крашение тканей. Об этом говорят найденные при раскопках фрагменты глиняной посуды, на которых обнаружены остатки красящих пигментов, а также части окрашенных волокон. О том, что жители Кавказа умели красить ткани, упоминали еще античные историки Геродот и Страбон в V–IV веках до н.э.
В других областях: в Габале, Агдаше, но в основном в Шемахе и Ширване – было сильно развито текстильное производство, использующее наряду с шелком хлопок и шерсть.
В Шемахе (к слову Шамаханская царица Пушкина была скорее всего азербайджанкой) производились прекрасного качества тафта, дарайы (шелковая полосатая ткань красно-фиолетового цвета), фата и другие легкие ткани.
В Нахичевани и Ордубаде выпускалось много дешевых и качественных хлопковых тканей.
Одними из самых любимых были российский кумач, который здесь называли на местный манер «гумаш», плюш и ситец Морозовской фабрики. В 1901 году была построена собственная, азербайджанская Тагиевская мануфактура

В Азербайджане костюм очень ярко отражал еще и возраст, и семейное положение своей обладательницы: молодая незамужняя девушка одевалась намного ярче и наряднее замужней, замужняя же женщина средних лет выглядела совсем не так, как молодая мать. О какой бы географической зоне мы ни говорили, везде национальный азербайджанский костюм можно разделить на следующие основные типы: женский верхний и нижний (нательная одежда), мужской поясной, плечевой распашной и глухой, профессиональный, обрядовый (свадебный, праздничный, траурный), гостевой, детский.

Осталось описание одного из путешественников, приехавшего в Азербайджан в начале XIX века и побывавшего на Апшероне: «Женщины носят широкие шаровары, большею частью из шелковой материи, красного или синего цвета, шелковую весьма короткую рубаху такого же цвета, а сверху надевают коротенький архалыг, также шелковый, с золотым и серебряным шитьем, стягивая его на талии широкою пряжкою. На архалыг надевается другой, у богатых из парчовой материи, такого же покроя, но с разрезными длинными рукавами. Наконец, шаль красного или темно-синего цвета в виде чалмы обертывает голову. Рукав архалыга либо плотно облегал руку до кисти, либо ниже локтя пришивалась расширенная книзу полоса, либо узкий рукав застегивался до локтя на пуговицы по внутреннему шву. Край выреза на груди обшивался меховой оборочкой, а у богатых – золотыми или серебряными дутыми украшениями в виде бутонов. Обшивали край выреза также самодельной тесьмой или шнуром различного рисунка. Застегивали архалыг на крючки и петли или на пуговицы».

Все нарисованные иллюстрации взяты из альбома "Живописный Кавказ" (1847 г.) Князя Григория Григорьевича Гагарин (29 апреля (11 мая) 1810, Санкт-Петербург — 30 января 1893, Шательро, Франция) — русский художник-любитель, исследователь искусства, архитектор, обер-гофмейстер двора Его Императорского Величества, вице-президент Императорской Академии художеств).

Архалыг шился на подкладке контрастных ярких цветов и представлял собой нечто среднее между пальто и халатом. Архалыг шился строго по фигуре, в талию, полностью закрывая спину (он и название получил от слова «спина» – «арха»), оставляя открытой грудь. Вырез, кроившийся вниз от плечевого шва, был своеобразной визитной карточкой, по которой можно было определить место проживания обладательницы: газахский архалыг имел прямоугольный вырез-каре, ширванский – овальный, карабахский – в форме бутона розы. Грудь в вырезе эффектно подчеркивалась жестким лифом, практически корсетом с вставленными внутрь для прочности и поддержания формы косточками ягненка, а в более поздние времена деревянными или металлическими спицами-пластинами. Стягивал лиф в талии ажурный золотой или серебряный пояс кемер. Кемер был обязательным элементом женского светского костюма, выгодно подчеркивал талию, отвечая эстетическим требованиям той эпохи.

Под аршлыг надевали рубахи: нижнюю и верхнюю, обе назывались кайнэк. Кейнэк не менялась начиная с XVI века и представляла собой Т-образной формы рубаху, застегивавшуюся на одну пуговицу у шеи. Конструкция рубахи напоминала распашонку или тунику ниже колен: кусок ткани складывался пополам, посередине делалось отверстие для головы и разрез вдоль переднего полотнища. Воротника у кейнэк не было, вырез окантовывался косой бейкой. Если владелица кейнэк выказывала такое желание, то у ворота, на груди и на рукавах рубаха украшалась вышивкой.

Кейнэк шились со спущенными плечами, с длинными прямыми рукавами на манжете ниже запястья, нужная ширина проймы достигалась при помощи ромбовидных ластовиц-хиждяк, часто другого цвета. 

Для молодых женщин ворот делался небольшой и круглый, четко под шею и с разрезом на груди; так же как и нижняя рубаха, верхняя застегивалась на одну пуговку, реже на несколько мелких золотых или серебряных пуговиц. Часто и ворот, и разрез на груди, и край рукава украшались плетеными шнурками и тесьмой (сырыма) из шелковых цветных или золотистых ниток. Подол рубахи в богатых семьях украшал этеклик – нашитые в один или два ряда золотые или серебряные монетки или штампованные бляшки-пуговицы – чахма пиляк. Любопытно, что эти монетки и бляшки должны были быть видны, поэтому верхнюю рубашку носили часто поверх юбки. Но так поступали только молодые женщины.

Обязательным элементом женской одежды на Востоке были шаровары. Типов шаровар было несколько: шелте, тенги, ики-балах, чут-балах, дар-балах, дуз туман, джут туман, дизлик. Шились они из ярких тканей с рисунком: дарайы, ситца, менее обеспеченные использовали домотканую бязь. Все шаровары были длинными, до щиколоток, узкими внизу и с манжетами в 5–7 см из другой ткани. У пояса штаны делались широкими; между штанинами вшивалась большая ромбовидная вставка. На поясе шаровары стягивались в мелкую сборку – бюзьмя – плетеным поясом туман багы.
Носили в Нахичевани и другой тип шаровар – джут туман, или джут балаг. Данный тип получил распространение в среде зажиточных горожанок в конце XIX века. Эти шаровары были очень широкими, каждая штанина состояла из 3–4 полос-клиньев. Когда каждая штанина была «собрана», их сшивали между собой методом мийанча – при помощи матерчатой перепонки-поперечины. Из-за большой ширины внизу джут туман напоминали юбку. Завершали наряд пришитые внизу цветные шерстяные носки – джорабы. так ходили дома, обувь одевали на выход.

Поверх шаровар азербайджанские женщины носили еще как минимум три юбки-туманы: нижнюю, потом среднюю, промежуточную – ара туманы, и верхнюю. Вообще юбок могло быть… до десяти штук! Но в основном три-четыре. Шились юбки из прямых полотен в количестве от восьми до шестнадцати штук в зависимости от ширины материала и его структуры, а также от вкусов и благосостояния хозяйки. В любом случае, юбки эти были очень широкими. У талии туманы собирались в пышные красивые складки при помощи кулиски (нифе) и пришивали пояс шириной 5–7 см – туман лифасы. В пояс вставлялся шнурок, такой же, как и в шаровары. Верхняя юбка была самой длинной и закрывала и нижние юбки, и шаровары. Промежуточные юбки были короче верхней на 10–15 см. Зимой в горных районах, например, в Карабахе, носили еще одну, дополнительную утепленную стеганой ватой юбку – йорган туманы. Ее надевали между верхней и промежуточной юбкой. В Мугани носили юбки, заложенные в складку. По подолу модницы нашивали оборки в два ряда, разделяя их бафтой из серебряных нитей.
Юбка (туман) шилась из тафты или ткани хара. Шилась она довольно просто. Ткань сшивалась сбоку. Сверху подворачивалась, прошивалась, и в эту кулиску втягивались специальный шнур, резинка или же закладывались глубокие складки. Ширина юбки (тумана) внизу достигала 8-11 тахта. Тахта – это мера длины, которая по нынешним меркам составляет 80 см. Вот и получается, что на один туман уходило от 8 до 10 метров ткани.

Иногда юбки могли трансформироваться в брюки. Такая трансформация была популярна у женщин, проживающих в сельской местности, для езды верхом: полы юбок подбирали между ног, закрепляли спереди на поясе, потом у стоп лентами.

Общий вид женских национальных головных уборов сложился к XVI–XVII веку. Основная их задача был в том, чтобы закрыть волосы, причем волосы должны были быть покрыты, как дома, так и на улице. Прическа состояла из двух кос – хоруг. Волосы разделялись прямым пробором, на лбу оставлялась челка – чэтир (как правило, ее носили молодые женщины), челка тоже как бы разделялась на две части. Около ушей волосы подрезали, и они спускались изящными привлекательными локонами. Название эти локоны имели разное – бала бирчек, кичик бирчек, тел бирчек. Косы сворачивались в кипу или прятались под специальную повязку – чутгу. Из-под чутгу виднелись только боковые локоны, их не прятали; но только дома. В кипу волосы собирались и при помощи повязок из белого льна (джуна) или марли, тонкой белой бязи.

Визитная карточка этого региона – чадра. В основном чадра была популярна в городах, в деревнях же женщины носили ее крайне редко. Сельская жительница ограничивалась прикрыванием нижней части лица концом головного платка – яшмяг. В городе чадра была более популярна потому, что с открытым лицом дозволялось выходить на улицу лишь девочкам лет до одиннадцати-тринадцати и старухам, поэтому чадра и занимала большое место в национальном наряде. Дома чадру не носили. Чадру делали чаще всего из легких шелковых или муслиновых тканей – такие ткани позволяли лучше и красивее драпироваться.

Ткани, используемые для чаршабов, совпадали с тканями для чадры, допускалось использование клетчатой сарпинки темных тонов. Чаршаб представлял собой легкое покрывало, в которое женщина закутывалась с головы до ног. Часто на улице помимо чаршаба использовался еще рубенд – вуаль из кружевной сетки на глаза.

В XVI–XVII веках очень популярен был арахчын, он был похож на тюбетейку и носили его лишь дома. Если необходимо было выйти на улицу, поверх арахчына накидывались различные платки, шали и покрывала; как самостоятельный головной убор арахчын не надевался. Арахчын по цвету и вышивке разделялся на женский и девичий. Вышивка была очень богатой: цветными шелковыми и золотыми нитями, бисером; почти всегда применялось сквозное простегивание ткани верха и подкладки. Подкладка, кстати, могла быть только однотонной. Самым популярным узором была бута – «турецкий огурец».

Бута – самый распространенный символ, олицетворяющий языческие предпочтения народа, которые связаны с поклонением огню. Само слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте - пута - бута). Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. В древности их использовали в культовых обрядах огнепоклонники, сжигая на капищах в храмах и в домах почитателей зелёной богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда (верховное божество в зороастризме). Однако мало кто знает, что у бута есть 7 различных положений в художественной композиции орнамента. И они умеют красноречиво рассказать о любви, дружбе, о страшной вражде, горе или одиночестве. Все зависит от положения и поворота верхней части рисунка, которую мастерицы-вышивальщицы называют головой.

Самым же сложным женским головным убором была чалма. Широкого распространения она не получила. Способов, которыми чалма накручивалась на голову, было великое множество, а самым «богатым» на способы слыл Ширван, так как там очень сильно сказывалось влияние персидской моды. Чалму наматывали чаще всего не на «голую» голову, а на арахчын – так было удобнее, чалма не спадала. Иногда она закреплялась специальными заколками. Поверх чалмы могли носиться различные платки.

Непременным атрибутом традиционного женского костюма являются многочисленные ювелирные украшения – головные, нагрудные, шейные, наручные, украшения для одежды, украшения для кос…Без украшений дамы в Азербайджане ходили лишь во время траура, а также 40 дней после родов. Любовь местного населения к драгоценностям была столь велика, что нередко ювелирам заказывали украшения не только для жен, дочерей и невесток, но и для вошедших в моду в XIX веке комнатных собачек (в крупных городах держать пару левреток считалось престижно).

Куклы в народных костюмах, выпуск 32

Азербайджанка, 1900 год.

А вот такая у меня получилась Лейла, с мира по нитке))

№ 32 коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини - номер выходит в России 4 апреля 2013 - Азербайджанский девичий костюм. АНОНС.

Азербайджанский девичий костюм. АНОНС.

Азербайджанский девичий костюм.

Нижняя часть костюма.

Глаза очень даже похожи...

На форуме куклу купили... Костюм теперь праздничный...

Ну вот что-то как-то подделала (подробнее в статье)

№ 32 коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини - номер вышел в России 4 апреля 2013 - Азербайджанский девичий костюм.

Юбка из мягкой плотной ткани, понизу - золотистая обшивка-тесьма. Белая рубаха - из х/б ткани, поверх - светло-зелёный кафтан (синтетика), есть пояс с украшением-цветком спереди.

Куклы в народных костюмах 32. Азербайджанский девичий костюм. Фото куклы со спины.

Восточно-кавказские красавицы коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини. 32 номер тоже здесь.

Куклы в народных костюмах 32. Азербайджанский девичий костюм. Журнал и кукла в коробочке.

Куклы в народных костюмах 32. Азербайджанский девичий костюм. Юбка из мягкой плотной ткани, понизу - золотистая обшивка-тесьма. Обувь красная, с загнутыми ногами, кукла сама не стоит.

Куклы коллекции.

Куклы в народных костюмах 32. Азербайджанский девичий костюм. Журнал - обложка, далее все развороты.

История места.

История места.

Преданья старины красивой. Ковры, посуда...

Куклы в народных костюмах 32. Азербайджанский девичий костюм. Что здесь носили?

Описания костюмов, одежды.

Куклы в народных костюмах 32. Азербайджанский девичий костюм. Разбор костюма.

Куклы в народных костюмах 32. Азербайджанский девичий костюм. Разбор костюма, эскиз куклы.

Во что здесь играли?

Во что здесь играли?

Культура места.

Культура места.

АНОНС номера 33 - Пензенский женский костюм.

Рубаха, кафтан, золотой пояс.

Азербайджанский ковер.

Национальные азербайджанские костюмы. Репродукция эскиза художника Л. А. Окуня.

Женский наряд, Азербайджан, XIX век.

В расцветке тканей доминирует желто-золотой цвет узора на карминно-красном фоне.

Ткань, расшитая золотыми нитями.

Женский браслет. Серебро. Ювелир К. Алиев.

Серьги из серебра и позолоты с жемчугом.

Любимые узоры.
Художник Н. Абдурахманов,
1967 год

ЭСКИЗ КУКЛЫ в азербайджанском праздничном костюме.

ЭСКИЗ КУКЛЫ в азербайджанском праздничном костюме. Со спины.

  • Кто же после Азербайджанки, интересно.

    Ksusha
  • А анонса на сайтах ДА всё нету?..
    Коллекции прямо - таки загадочными становятся... Кого ждать - непонятно!

    admin
  • Есть...

    EVV
  • EVV, анонс есть? У меня азербайджанкой заканчивается.

    helen
  • Я тоже на сайте никаких новых кукол не вижу-только список анонса, который девочки с насекомых по телефону добыли...

    Гость (Танюша)
  • Helen, в основной статье дополнение по списку
    www.toybytoy.com/doll/dolls_in_national_costumes
    Повторюсь:
    33 - Пензенский женский костюм - 18 апреля 2013.
    34 - летний костюм Орловской губернии - 2 мая 2013.
    35 - Хантыйский женский костюм - 16 мая 2013.
    36 - Латышский праздничный костюм - 30 мая 2013.
    37 - Девичий костюм старообрядцев поляков Томской губернии
    38 - женский праздничный костюм Курской губернии
    39 - Карелия
    40 - Грузия
    41 - Сибирь
    42 - Владимир

    А вот картинок - НЕТУ! Только список...:-((

    admin
  • Куколка будет, по-моему, симпатичная.
    Непонятно, что за ткань на юбке, хотелось бы что-нибудь плотненькое. По подолу, смотрю, даже тесьма тоненькая вроде бы? И рукава интересные.

    admin
  • Она узкоглазая или мне так кажется? Вроде азербайджанцы не узкоглазый народ?
    Почти клон молдавского костюма. Тоже неплохо посмотреть на них вместе.

    Татианна
  • Такое ощущение, что с узкими глазами, а почему - не очень понятно...

    admin
  • Думаю, глаза такие же как и у всех кавказских кукол (ДА решили изначально, что они должны быть такими).

    EVV
  • Глаза очень даже похожи...

    Оляля
  • Да, и правда похоже, подведены как раз именно так!

    admin
  • Темы 33 куклы еще нет? Анонс

    маняша24
  • На удивление удачная хоть в анонсе не понравилась.
    Реально во всяком случае коллекция куда лучше дам эпохи
    Сфоткайте с молдавским костюмам ну очень на них вместе хочу посмотреть.

    Татианна
  • Точно, 33-го номера ещё не создавала - непонятно было, кого ждать! Сейчас создам! Мне куколка очень нравится!
    А кто-нибудь 32 номер купил?.. Как кукла на деле оказалась?..

    admin
  • Вот, создала
    www.toybytoy.com/doll/Dolls_in_national_costumes_33
    Сейчас буду заполнять:-)

    admin
  • На форуме куклу купили... Костюм теперь праздничный...

    Оляля
  • Оляля
  • О! Снова остроносые туфельки и нестоячая кукла?..
    Кафтан, сморю, поверх рубахи вроде, получается костюм двуслойный?
    А что за ткань на юбке?..

    admin
  • Нижняя рубашка - х/б, кафтанчик - обычный деашный " шелк", юбка из ткани, как на шубке архангелогородочки! На ногах - туфли с загнутыми мысками, шароваров, естественно, нет. Пояс заменили - белая тесемочка с простым золотым узором и знакомый золотой цветок, как пряжка. Платок из ткани, как у осетинки. Цитата с форума

    Оляля
  • Понятно... В общем, ничего особенного, разве что ткань на юбке удивила - по фото показалось, что плотная, но глазам не поверила.:-) В общем, симпатично, но предыдущая кукла была интереснее. Однако, и эту куплю, как выберусь.

    admin
  • Костюм так себе, как и изначально оценила, сюрпризов не оказалось. НО переделать его можно. Только вот у меня дилемма такая: вторая кукла (болванка) с кавказским лицом мне не нужна, а юбка очень нравится. Но чтобы сделать как надо еще одна такая же юбка нужна... Или другую юбку сделать, но ткань нравится. Пока не придумаю - фотографировать не стану.

    EVV
  • Вот сижу, смотр на фотку куклы и не могу пока разобраться, нравится она мне или нет... Скорее нравится, пожалуй.

    Lorelei
  • А волос, конечно же, нет?

    Lorelei
  • Кос нет, чубчик, зачесанный назад, хлипко прикрывает макушку и затылок (как у молдаванки).

    Гость (Танюша)
  • Понятно. Я так и предполагала.:(

    Lorelei
  • Так она замужем или нет? Вроде на замужнюю похожа...

    Ksusha
  • Костюм мне нравится по цветам, но не хватает какой-то " изюминки". В общем, ничего, но очень жаль, что волос нет.:-(Через платок лысина не просвечивает?:-)

    admin
  • А я сделаю ей новый платок и завяжу иначе. Ёще бусы надо повесить, вот и будет как настоящая! И всем куклам из коллекции мы с внучкой даём имена. Эта - Фарида.

    Гость (Лена)
  • Ну вот что-то как-то подделала (подробнее в статье)

    EVV
  • Шикарно! Особенно юбка!:-)
    Я до сих пор купить не выберусь никак, заждалась уже свою куколку... На этой неделе, надеюсь, добуду.:-))

    admin
  • Добыла. Красивая куколка, очень ей рада, особенно в сравнении с очередной неудачной скучной Дамой...:-(Картинки сейчас добавлю в каталог.

    admin
  • С молдаванкой лучше бы смотрелась. Они чуть не близнецы.

    Татианна
  • Еще раз какие же шикарные узбечка и казашка.

    Татианна
  • Ага, узбечка вообще одна из любимых... И архангелогородка... Выбрала фавориток))

    Mary S